Первой страной, заявившей, что ей грозит
дефолт, оказалась Исландия. За ней последовали Венгрия и Латвия. Кроме этих двух
стран, полное банкротство грозит Аргентине, Эквадору, Филиппинам, Малайзии,
Таиланду, Колумбии, Турции и Украине.
Исландия стала первой страной, которая заявила о том, что находится на грани дефолта. Страна попала в тяжелое экономическое положение, после того как крупнейшие национальные финансовые институты – банки Kaupthing, Landsbank и Glitnir – оказались на грани банкротства, передаёт
rus.db.lv со ссылконй на РИА "Новости".
В октябре 2008 года появилось сообщение о том, что на грани дефолта находится Пакистан.
Далее, в конце октября 2008 года стало известно о плачевном положении Венгрии, которая также оказалась на грани банкротства. Ее внешний долг превысил 100 млрд. долларов, а в ближайшие 12 месяцев ей нужно будет отдать 32 млрд. евро, которых у государства нет.
В феврале 2009 года представители правительства Аргентины сообщили о том, что Буэнос-Айрес передумал досрочно гасить долг 6,7 млрд. долларов перед Парижским клубом кредиторов.
Затем, 27 февраля 2009 года, кандидат на пост премьер-министра Латвии Валдис Домбровскис заявил о том, что страна находится перед риском полного банкротства.
Кроме того, неспособность обслуживать накопленные долги угрожает и ряду других стран. В группе риска находятся Эквадор, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Колумбия, Турция и Украина.
Определение суверенных дефолтов, данное рейтинговым агентством Standard Poor’s:
Standard Poor’s обычно определяет дефолт как невыполнение обязательств по осуществлению платежа в погашение основной суммы долга или процентов в срок платежа (или в указанный льготный период), установленный в первоначальных условиях выпуска долговых обязательств. Однако при применении этого определения в разных ситуациях и к разным видам суверенных обязательств могут возникнуть вопросы. Standard Poor’s считает, что правительство допустило дефолт при наличии любого из следующих обстоятельств:
* суверенный дефолт по облигациям, нотам и векселям в национальной и иностранной валюте, выпущенным центральным правительством страны и размещенным вне ее государственного сектора, происходит в том случае, когда центральное правительство не в состоянии обеспечить обслуживание долга в установленный по графику срок или объявляет о вынужденном обмене долговых обязательств на новые долговые обязательства с менее привлекательными условиями, чем условия первоначального выпуска. Невыполнение центральным правительством обязательств по обслуживанию долга перед государственными компаниями, обязательств по аренде или других обязательств недолгового характера либо по оплате гарантии может свидетельствовать о серьезных политических или экономических проблемах и о предстоящем дефолте, но такое событие само по себе не является суверенным дефолтом. Если выпуску долговых обязательств присваивается рейтинг на основе погашения одного из таких финансовых обязательств недолгового характера, а невыполнение национальным правительством своих обязательств приводит к дефолту по выпуску обязательств, которым присвоен рейтинг, то рейтинг такого конкретного выпуска понижается до уровня «D»;
* суверенный дефолт в отношении национальной валюты, эмитированной Центральным банком, происходит в том случае, когда эта валюта конвертируется в новую валюту, имеющую номинальную стоимость ниже эквивалентной;
* суверенный дефолт по кредитам частных банков, привлеченным центральным правительством, происходит в том случае, когда центральное правительство оказывается не в состоянии обеспечить обслуживание долга в установленный по графику срок или проводит с банками-кредиторами переговоры об изменении графика погашения основной суммы долга и (или) процентов по долгу на менее выгодных условиях, чем условия первоначального кредита. Такие соглашения об изменении графика погашения в отношении краткосрочных и долгосрочных банковских кредитов считаются дефолтами даже в том случае, когда в силу юридических или нормативно-правовых причин кредиторы считают изменение графика добровольным;
* в некоторых случаях банковские кредиты национальному правительству с пересмотренным графиком погашения в конечном счете погашаются с дисконтом к первоначальной номинальной стоимости. Как правило, такие ситуации включают обмен долговых обязательств (например, такого типа, как обмен, связанный с выпусками облигаций Бреди), обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации и (или) выкуп долговых обязательств за наличные средства. Standard Poor’s считает такие операции дефолтом в тех случаях, когда они предусматривают менее благоприятные условия, чем первоначальные обязательства.
Как правило, суверенные дефолты, приводят к урегулирования долга (обычно этот процесс включает переговоры с кредиторами), которое заканчивается обменом новых долговых обязательств на старые. Когда происходит такое урегулирование, Standard Poor’s делает вывод о том, что дальнейшее урегулирование требований кредиторов в ближайшее время маловероятно, и считает, что национальное правительство вышло из дефолта. Национальное правительство считается вышедшим из дефолта также в тех редких случаях (как правило, связанных со сменой государственного строя), когда оно полностью отказывается погашать некоторые виды обязательств и либо отказывает кредиторам в получении компенсации либо, через много лет после дефолта, делает номинальные выплаты кредиторам, считая это урегулированием долга.
Историческими примерами отказа от погашения облигаций в иностранной валюте являются Советская Россия в 1917 г., Китай в 1949 г. и Куба в 1960 г. Если бы Standard Poor’s в то время присваивало рейтинги этим национальным правительствам, то оно понизило бы рейтинги до уровня «D», что отражало бы отказ от погашения долга.
Однако даже в тех случаях, когда не происходит урегулирования дефолта в судебном порядке или самими заинтересованными сторонами, Standard Poor’s в конечном счете отзывает рейтинги объявивших дефолт эмитентов на основании того, что вероятность урегулирования уменьшается, а объявившие дефолт эмитенты теряют свое значение для рынка. Суверенные рейтинги Standard Poor’s на перспективу касаются, как правило, только такого долга, который признан действующим правительством.
Autor: dv.ee Istsenko Olga
Похожие статьи
Никого не удивляет тот факт, что киберпреступников интересуют государственные учреждения или поставщики жизненно важных услуг. Однако для многих, вероятно, станет новостью то, что ежедневно атакам подвергаются и малые предприятия – часто даже они сами.