И пригрозил: "Бюджет нужно представить к концу октября. Если к этому вопросу в Риге не подойдут со всей ответственностью, то у них возникнут проблемы". А премьер Швеции еще добавил: "Мы хотим, чтобы они придерживались соглашения. Я не хочу спекулировать тем, что может случиться в противном случае, однако мы воспринимаем ситуацию в Латвии крайне серьезно".
И что на это ответило правительство Латвии? Оно принялось униженно целовать руку господина и судорожно сокращать свой бюджет на требуемые 500 миллионов? А вот и нет! Уже на следующий день премьер Латвии Валдис Домбровскис дал зарвавшимся шведам достойный отпор. Он поручил своей Госканцелярии в срочном порядке разработать поправки к Гражданскому закону.
Суть поправок: чтобы латвийское лицо, не способное вернуть кредит банку, отвечало только заложенным имуществом. И чтобы банки после реализации этого имущества не смогли претендовать на другое имущество заемщика и требовать с него выплаты оставшейся суммы кредита. И еще чтобы банки не могли отнять у должника его единственное жилье без предоставления альтернативного.
Вот так! Трем шведским банкам — Swedbank, Nordea и SEB, основным кредиторам, наши граждане должны по ипотеке примерно 4 млрд. евро. Большая часть жилья куплена в дикое время спекуляций и по диким ценам. Стоит ли говорить, что после вступления в силу изменений закона шведы вместо своих миллиардов получат от наших граждан грузовик ключей от квартир в Пурвциемсе и Кенгарагсе? Ну какой идиот будет отдавать кредит за жилье, подешевевшее уже в три раза?
Да, сказали руководители шведских банков, недооценили мы финансовые риски в Латвии, когда выдавали им дешевые кредиты... Мне они напомнили старого еврея из анекдота, который делится своим открытием: "То, что я всю жизнь принимал у жены за оргазм, оказалось астмой".
Кстати о рисках. Человек, прочитавший наш Гражданский закон и пару типовых ипотечных договоров от шведских банков, поймет сразу, что ни малейших рисков для банков там нет и никогда не было. Все риски — у заемщика. Последний отвечает перед банками не только жильем, но и всем имуществом. А после реализации имущества недостающую часть кредита он обязан выплачивать всю оставшуюся жизнь. Я уже не говорю про гарантов, вписанных в большинство ипотечных договоров. Гаранты (члены семьи заемщика) — тоже отвечают по жизни всем своим имуществом.
Иначе говоря, по этим законам наш заемщик, подписывая кредитный договор, попадает в кабалу к банку. Вместе со всей своей семьей. Ну и какие тут риски у банка? Понятно, что на таких условиях вполне можно выдавать стотысячные кредиты под двушки в "хрущевках". И потом пожизненно стричь с лохов свои проценты.
Но одного риска все-таки не учли хитроумные шведы. Они не знали, с кем связались. И вот теперь, когда наш премьер своим шантажом приоткрыл им глаза, шведам нас нужно беречь. Теперь шведы должны сами упрашивать МВФ и Еврокомиссию как можно дольше не прекращать кредитование нашей страны, чтобы получить назад хоть что-нибудь из своих миллиардов.