"Теоретически Маастрихтское соглашение запрещает оказывать помощь государству еврозоны, оказавшемуся в состоянии банкротства. Но на практике трудно представить, что страны Северной Европы и европейский Центробанк бросят на произвол судьбы неплатежеспособное государство, рискуя спровоцировать серьезный кризис доверия к евро. Единой валюте предстоит первый настоящий "краш-тест", — резюмирует Le Monde.
Если ЕС сейчас окажет Греции многомиллиардную финансовую помощь, то в значительной мере — за счет Германии, пишет Die Welt. Греция жила взаймы, и теперь кредиторы сомневаются в ее платежеспособности. ЕС знал об этой проблеме, но проигнорировал ее еще на стадии образования валютного союза. Несмотря на нарушение Грецией Маастрихтских соглашений, согласно которым бюджетный дефицит страны не должен превышать 3% ВВП, серьезных санкций в отношении Афин до сих пор не применялось.
Греки надеются на помощь других европейских стран, но лишних денег нет ни у кого, и правительствам будет трудно объяснить необходимость этой помощи налогоплательщикам. Помощь Греции оказывать придется, констатирует издание, сетуя, что ее львиная доля ляжет на плечи Германии как самого сильного в финансовом отношении члена ЕС.
Если пустить дело на самотек, судьбу Греции повторят Ирландия и Испания. Президент федерального банка Аксель Вебер считает, что у европейцев достаточно инструментов, чтобы овладеть ситуацией. Однако есть одно "но": греки должны наконец научиться экономить, а как заставить их это сделать, не знает никто.
Экономический обозреватель итальянской La Repubblica озаглавил свой комментарий "От эмиратов до Балтики: вот она, карта страха". Дубай и Греция разбудили мир от дремоты, пишет Марко Панара. Могло показаться, что худшее уже позади. Но Дубай и Афины не единственные в списке потенциальных очагов инфекции. Рейтинговые агентства фокусируют внимание на новых проблемных зонах.
Самая деликатная из проблем — государственный долг. Всем известно, что государства залезали в долги, чтобы удержать на плаву национальные экономики. Однако без перспектив экономического роста не стоит надеяться на решение вопроса, указывает автор, одной строгой бюджетной политики недостаточно.
Сложность в том, что для некоторых стран старые модели роста теперь могут оказаться неэффективными. Так, развитие Восточной Европы и некоторых нарождающихся экономик основывалось, прежде всего, на притоке зарубежного капитала и на дешевых кредитах, но обе этих составляющие исчезли с горизонта. Автор приводит в качестве примера Румынию и Болгарию. Есть и такие страны, как Великобритания, Ирландия, Испания и те же США, динамизм которых базировался на огромном частном долге и на буме рынка недвижимости. Но теперь частные компании вынуждены экономить, чтобы погасить долги, не стоит какое-то время рассчитывать и на строительный рынок.
В определенных случаях росту напряженности способствует политика, продолжает Панара, приводя в пример Грецию. Греция и Ирландия находятся в сходных условиях, но Дублин принял сильные экономические меры, а новое правительство Афин пока еще не успело ничего предпринять.