Если летом и поздней осенью в Латвии обычно дефицит электроэнергии, поскольку на теплоэлектростанции недостаточно теплового напряжения, а в Даугаве недостаточно воды, то весной, благодаря разливу рек, Латвия в один момент превращается из импортёра в экспортёра. А Эстония наоборот - из экспортёра в импортёра.
В будни латвийский импорт достигает 150-200 мегаватт, днём импортируем больше, ночью - меньше. В выходные эта цифра достигает 350-400 мегаватт.
В некотором отношении это является наилучшим примером того, насколько выигрывают общества в социально-экономическом плане, если интегрировать электросистемы, способы производства электроэнергии и рынок. Большая система с разнообразным топливом и способами производства даёт оптимальное решение как потребителю (лучшая цена), так и производителю (возможность максимально загрузить свои мощности).
Если бы не было такой торговли электричеством между Эстонией и Латвией, то мы бы не имели возможности наслаждаться сейчас ценой 30-40 евро за мегаватт.
С этим связана ещё одна тема, касающаяся гидроэлектростанций и производства электричества из воды. Сегодня у нас установлено электростанций на 4 мегаватта. Это ничтожная величина.
В то же время подавляющее большинство мощностей находятся на реке Нарва, и мы их не используем или не можем использовать.
Общая международная практика предполагает, что водные мощности реки разделяются пропорционально водозабору. 1/3 всей воды реки Нарва идёт с нашей территории.Это означает, что треть мощностей реки должны принадлежать Эстонии.
Сегодня на нарвской электростанции, находящейся на территории Российской Федерации находится 3 генератора, Вырабатывающие по 42 мегаватта каждый. Это почти максимум, который можно выжать из этой реки. Максимальная мощность крутится вокруг 150 мегаватт. Это значительная величина для пользователей электроэнергии в Эстонии.