Однако тут же последовал следующий сигнал. К канцлеру права обратились и профильные союзы, представляющие интересы химиков, шахтёров, производителей стройматериалов - тех, кого коснётся повышение налога на использование природных ресурсов.
Тоже не вся, конечно, промышленность Эстонии. Есть же ещё пищевая, ИТ-индустрия, сельское хозяйство, банковский сектор, сфера услуг, например.
Оно, возможно, и так, да только факт остаётся фактом. Если в результате таких решений серьёзные партнёры вместо того, чтобы понять проблемы правительства, разворачиваются и уходят из Эстонии к конкурентам, предпочитая прервать переговоры, а не просчитывать варианты по внезапно изменившимся правилам, приходится признать, что это ведёт к ухудшению бизнес-климата и конкурентоспособности страны, потере грузов и заказов в пользу тех стран, где условия стабильнее и предсказуемее.
Ещё совсем недавно в бизнес-кулуарах витали другие настроения. Уже высказывалось недовольство, дескать, не так уж нынче хороши реформисты, но лучше-то нет никого. Ни одна из оппозиционных партий так открыто не поддерживала представителей бизнеса. До сих пор наделённые властью «слуги» народа свысока, как на батраков, взирали только на этот самый народ. Видимо, наплевательское отношение вошло в привычку, и в конце концов они таки цапнули кормящую руку. Однако одно дело дразнить кроликов, другое – удава.
Бизнесменов возмутило не столько то, что правительство решило повысить налоги, а то, как оно это сделало. Их просто поставили перед фактом, отказавшись выслушать аргументы и вникнуть в суть дела, а многих просто обманув. Ведь была же договорённость о том, что до 2015 года предприятия могут планировать своё развитие, не ожидая повышения налогов на использование природных ископаемых. Сообщить о повышении портовых сборов в тот самый момент, когда идут переговоры о совместных планах на будущий год, а то и несколько лет вперёд, тоже иначе как подложенной свиньёй не назовёшь.