Евгений Гомберг – один из самых ярких предпринимателей Латвии. Известен широкой публике публичной полемикой с госструктурами и банками и тем, что подарил городу несколько памятников, за что получил от рижских властей «шишки» вместо благодарности. Был оштрафован Рижской думой на 25 латов за демонстрацию воссозданного им по договору с Думой памятника Петру I.
С чего началось ваше увлечение памятниками?
Началось с памятника Петру, но как-то выросло в целую историю. Про рижские памятники я много знал со студенческих времен, когда подрабатывал экскурсоводом в «Спутнике». В 2000 нашей компании исполнилось десять лет, и мне захотелось сделать подарок городу. Я здесь родился, Рига, - моя родина, в каком бы государствеона ни находилась.К юбилею мы заказали Джо Кокера в Межапарк, придумали восстановить, прокатить по городу конную скульптуру Петра I как игрушечную лошадку — на колесиках, с бантиками, и поставить у эстрады.
Статья продолжается после рекламы
Я не рассчитывал на паблисити или скандал, думал, мы втихуюпочиним этот памятник и поставим в городе на хорошем месте. В мэрию сходил, согласовать подарок. «Хорошая мысль», — сказали, и только потом поняли, какого джинна выпустили. Вдруг оказалось, что Петр Первый – враг латышского народа.
Памятники, как оказалось, – очень острая политическая тема. Даже хотя я не делал новых, только восстанавливал то, что существовало или было запланировано, полностью отграничился от вопросов, заслуживает ли персона памятника, - и все же попал в больное.
Памятник Петру до сих пор как горячую картофелину тронуть боятся. Он так и стоит на автостоянке нашей фирмы TeikasNami и нервирует городские власти фактом своего существования.Пару раз я им напомнил, что неустановленный Петр — это как непохороненный Ленин, но не настойчиво: пусть пока у нас стоит, радует глаз.
Что еще вы вернули городу?
Памятник Барклаю-де-Толли вернули на уцелевший с 1913 года постамент. Мемориальный знак генерал-губернатору Лифляндского края с 1812 года маркизу Паулуччи,стоит в Верманском парке. Восстановили по фото скульптуру Лачплесиса, на здании Сейма. «Золотой рыцарь» — симпатичная фигурка крестоносца из бронзы, покрытая сусальным золотом…
Когда мы вернули Барклая в 2002 г. на свое место, прямо под окнами г-жи Вайры Вике-Фрейберги (президент Латвии на тот момент – прим.ред.), она на следующий день возмущалась на радио: «…пусть эти коммерсанты своих садовых гномиков, фламинго и всяких прочих полководцев ставят у себя во дворе». Я хорошо ее понимаю, она же канадка, а в Северной Америке идиотские гипсовые поросята, утята, гномики — перед каждым домом на лужайках. Ну я, как и было велено, купил двор вместе с домом в Старой Риге и поставил там Золотого рыцаря, а табличку с цитатой про гномиков «разных прочих полководцев» прикрепил с обратной стороны.
Полный текст о восстановленных Евгением Гомбергом памятниках читайте в сегодняшнем приложении ДВ Вкус Жизни. Интервью с бизнесменом Гомбергом выйдет в следующем номере ДВ 23 января!
Autor: Aнастасия Тидо
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Конкурентоспособность предприятий все больше зависит от надежности их ИТ-систем, поэтому решения хостинга критически важных для бизнеса систем должны быть безопасными, гибкими и по разумной цене.