Временное замедление экономики оставит в этом году свой след. Но важнее этого прочные финансовые позиции предприятий вместе с инвестициями, что позволит получить выгоду от предстоящего оживления мировой экономики в следующем году.
Основным двигателем экономического роста и в этом году будет частное потребление. В Северных странах и в Эстонии чувство уверенности потребителей сохраняется на уровне выше среднего, помогая смягчить влияние экономического кризиса.
Снижение уровня безработицы в Эстонии замедляется. Заглядывая вперёд, можно сказать, что росту потребления будет способствовать примерно 6%-ный рост зарплат, замедляющееся повышение цен и растущий объём сбережений. В то же время рекордно низкие процентные ставки не способствуют накоплению.
Рост добавочной стоимости должен стать приоритетом в экономике. „Для наращивания благосостояния доходы должны расти быстрее. Достичь этого возможно лишь в условиях роста доходов от продаж и повышения рентабельности. Таким образом, для долгосрочного роста экономики основное значение имеют инвестиции в человеческий капитал, в технологии, в развитие и инновации“, – сказал Пальм. „Нам необходим рост предпринимательства, особенно в части экспорта. Кроме того, производство, направленное на внутреннее потребление, поможет ограничить импорт (например, США снизили энергетическую зависимость и дефицит текущего счёта) и таким образом поддержать рост экономики“, – добавил Пальм.
„Основной вопрос Эстонии состоит в том, как развивать ограниченные ресурсы и направлять их в отрасли, создающие более высокую добавленную стоимость. Вопрос выбора – куда направить ресурсы. Например, с помощью сланца мы можем производить электроэнергию, а можем – сланцевое масло, которое имеет в разы большую добавленную стоимость и рентабельность. В Эстонии также есть ряд мощно развивающихся отраслей, где успешно работают т.н. компании-газели. Долгосрочным потенциалом может обладать даже отрасль здравоохранения, которая может сделать ставку на экспорт“, – сказал Тыну Пальм.
„Сегодняшняя реальность состоит в том, что за последние десять лет в предпринимательстве Эстонии добавленная стоимость на одного работника выросла всего в два раза. По сравнению с основными торговыми партнёрами добавленная стоимость мала также в абсолютных цифрах, что выражается также в разнице зарплат. В Эстонии годовая добавленная стоимость на одного работника в предпринимательстве и крупных отраслях (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт и складское хозяйство) составляет примерно 21 000 евро, что равно половине средней брутто-зарплаты в Германии“, – сказал Пальм.
У Эстонии имеются хорошие перспективы продолжения быстрого роста в сотрудничестве с торговыми партнёрами. Это демонстрируют новые приходящие сюда иностранные предприятия, прямые инвестиции и рентабельность уже сделанных инвестиций. Евро, как глобальная валюта обеспечил стабильным странам еврозоны низкие процентные ставки и открыл доступ к кредитному капиталу. Уровень процентных ставок в Эстонии конкурентоспособен, и у него есть потенциал роста.
В Эстонии евро способствовал притоку зарубежных инвестиций, понизил цену заёмного капитала и поддержал продолжающуюся экономическую интеграцию в международную предпринимательскую производственную цепочку. Однако евро не отменяет необходимости уменьшения рыночных препятствий для развития единого рынка услуг ЕС.