Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Строительные ошибки: что спасет Эстонию?

    Строительные ошибки

    Уже несколько лет подряд разные участники строительного рынка говорят о необходимости создания в Эстонии регистра строительных ошибок. Пока что регистр строительных ошибок заменяет книга Карла Ыйгера «Varinguohtlikest ehitusvigadest» («Об ошибках, которые могут привести к обрушению»).

    «Прежде всего регистр поможет избежать при строительстве часто повторяющихся ошибок. Посредством регистра мы бы могли учиться на чужих ошибках, а также узнавать о безопасных решениях», - пояснил член совета Союза инженеров-строителей Эстонии Эрки Лайметс. По его словам, как правило, к серьёзным несчастным случаям приводит всё же не одна, а сразу несколько допущенных ошибок.
    Руководитель отдела безопасности строительства и электроработ Департамента технического надзора Ахто Туулинг отметил, что учёба на чужих ошибках поможет увеличить безопасность, качество строительства, а также репутацию этой сферы.
    «Было бы разумно, если бы эксперты предварительно оценивали целесообразность внесения ошибки в регистр. По мнению департамента, подобный регистр помог бы хотя бы отчасти избежать споров, которые могут возникнуть между разными участниками строительного процесса», - рассказал Туулинг.
    Лайметс также считает, что регистр мог бы содержать, например, серьёзные конструкционные вопросы, от которых зависит то, насколько надёжным будет дом, а также примеры нанесённых водой и влагой повреждений, которые при продолжительном проживании в сыром или плесневеющем доме могут привести к проблемам со здоровьем.
    Почётный профессор Таллиннского технического университета и автор книги «Об ошибках, которые могут привести к обрушению» Карл Ыйгер собрал бы в регистре строительные ошибки, которые могут привести как к обрушению дома, так и к денежным потерям, прежде всего, с целью проинформировать инженеров-строителей и предотвратить повторение одних и тех же ошибок. По его словам, основными пользователями регистра стали бы участвующие в строительном процессе проектировщики, строители и заказчики.
     
    Как возникают строительные ошибки?
    По словам Ыйгера, строительные ошибки часто возникают вследствие недостаточной коммуникации между инженером и строителями. «Если бы инженеры рассказывали строителям на строительной площадке, почему нужно делать именно так и за чем нужно следить, то ошибок было бы намного меньше». 
    В то же время ошибки могут стать следствием неумелого обращения со строительными материалами. Не все строительные материалы, которые ввозятся в Эстонию со всего мира, можно использовать в нашем климате. Ыйгер привёл пример из 90-х, когда в Эстонию ввезли большое количество новых кровельных материалов, с которыми эстонцы не умели работать. «Практически каждое утро начиналось с какой-нибудь проблемы с крышей», - отметил он, добавив, что поскольку в то время не было инструкций на эстонском языке, информация, сообщаемая поставщиками, зачастую отличалась от информации производителей. 
    Как Ыйгер, так и Лайметс подчеркнули, что значительной части проблем можно избежать, если обнаружить допущенные при проектировании ошибки ещё до начала строительства. 
    «Было бы хорошо, если бы проект просмотрел не занимающийся им специалист. За такую проверку можно даже заплатить отдельно, поскольку сам ты можешь что-нибудь пропустить», - считают они. Причины ошибок могут крыться также в коротких сроках строительства. «На площадке работа идёт полным ходом, а проект ещё не закончен. В результате строитель не замечает ошибок проектировщика», - сказал Ыйгер.
     
    Ошибки начинаются с договора
    Строительные ошибки заложены также в гостендерах, поскольку выигрывает самое дешёвое предложение. «Ошибка запрограммирована уже с момента заключения договора. Вначале предлагают очень низкую цену, чтобы получить объект, а потом начинают думать, как уложиться в смету и на чём можно сэкономить. Ищут замену буквально для каждой детали, что не гарантирует качественного результата». 
    Ошибки можно классифицировать исходя из типа конструкции. Ыйгер считает, что регистр лучше всего построить аналогично финскому регистру, то есть, исходя из типа строительных конструкций: «Опять же мы возвращаемся к материалам. Несмотря на то, что новые материалы могут вам подходить, нельзя забывать об их сочетаемости между собой». 
    Исходящая из типа конструкций система поможет быстро найти в регистре интересующую информацию. Союз строителей также поддерживает создание регистра строительных ошибок и идею Ыйгера классифицировать ошибки по типу конструкций. 
    Регистр должна вести компетентная комиссия. Лайметс считает, что, как и в Финляндии, в Эстонии регистр должна вести комиссия, которая будет решать, вносить ту или иную информацию в регистр или нет. «Имеющаяся в регистре информация должна быть проверена и одобрена компетентными людьми. Также она должна содержать не только строительные ошибки, но и решения, предусмотренные принятой практикой строительства», - пояснил он. 
    На вопрос, что нужно сделать, чтобы в Эстонии был создан регистр строительных ошибок, Лайметс ответил, что нужно определить, кто будет заниматься реги­ст­ром, кто будет входить в комиссию, как будут отбираться её члены, источники финансирования регистра. 
    Плюсом была бы анонимность и некоторая отсрочка по времени. Финляндия старается описывать вносимые в регистр ошибки максимально анонимно, хотя в маленькой стране это будет очень трудно, признала руководитель ведущего регистр FISE Марита Мякинен. Эстонцы также являются сторонниками анонимности. «Регистр никогда не начнёт работать, если на его основании будут назначаться санкции и наказания», - отметил Лайтметс. В качестве одного из решений он предложил отсрочку при вводе ошибок: «Например, можно публиковать случаи старше 5 лет. Тогда никому не нужно бояться». 
    Ыйгер считает, что сообщения о строительных ошибках необходимо как-то нормировать: «Можно сделать так, что регистрируются только те ошибки, которые превысили определённую сумму». 
    Если же по какой-то причине в Эстонии регистр строительных ошибок так и не будет создан, то в качестве альтернативы можно издать новую книгу, подобную книге Ыйгера. По словам Лайметса, это вполне разумная мысль: «Книга может стать понятным и доступным способом рассказать о строительных ошибках».
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.