Позитивным было и восстановление экспорта, что особенно радует, потому что после введения Россией эмбарго 14 августа 2014 года наши предприятия, особенно рыбообрабатывающая и молочная отрасли, оказались в очень тяжёлом положении. За словами политиков, что, мол, поможем и сделаем, увы, не последовало никаких реальных дел. Мы в союзе начали кампанию «Покупай эстонское, поддержи эстонское», и эта кампания оказалась успешной. Согласно проведённому исследованию, престиж эстонских пищевых продуктов в стране очень высок.
Были найдены и новые рынки – как в Европе, так и за её пределами, в Африке, Азии. Предприятия пищевой промышленности неустанно трудятся во имя этого – заключение экспортного договора предполагает очень большую предварительную работу. Многие добились успехов, и мы больше не зависим от России.
Что негативного для вашей отрасли было в уходящем году?
Принятие налогового пакета, что снизило конкурентоспособность нашей промышленности. Если на плечи наших предприятий лягут налоги, которых нет в других странах, это отрицательно скажется на нашей конкурентоспособности. Продукты питания потребляются ежедневно, а эстонские потребители остаются очень чувствительными к ценам.
Особенно печалят повышение акцизов на алкоголь и недооценка приграничной торговли.
Приграничная торговля для нас неожиданность и вызов, к которому мы не были готовы. Но способность признавать ошибки и исправлять их должна сохраняться. Минфин в этом году трижды менял свой прогноз и снизил его на 40 млн. евро. Институт конъюнктуры подсчитал, что недополучение казной в будущем году 80 млн. евро будет как раз за счёт алкоголя.
Озабоченность вызывает также то, что на государственном уровне мало занимаются проблемой нехватки рабочей силы. В пищевом секторе дефицит рабочей силы никогда ещё не был таким острым, как сейчас. При этом речь идёт не только о высококвалифицированной рабочей силы, наша беда в том, что нам не хватает именно разнорабочих – в пищевой промышленности зарплаты в среднем на 7% ниже, чем в обрабатывающей промышленности в целом, и поэтому все налоговые изменения делают её особенно уязвимой.
Чего вы ждёте от 2018 года?