Положительным было и тесное сотрудничество между отраслевыми союзами. Мы все вместе не раз выступали с обращениями, которые подталкивали правительство к действиям.
Радует и успешное проведение в уходящем году шестой конференции Союза мебельщиков.
А что в этом году вас, как главу отраслевого союза, не порадовало?
Прежде всего налоги, которые оказали на нас сильное косвенное влияние.
Вторая проблема – финансирование нашего образования. Например, госбюджет Латвии на 2 млрд. евро меньше эстонского, но если посмотреть там строки образования, то в госбюджете Эстонии значится 0,995 млрд. евро, а в госбюджете Латвии – 1,583 млрд. евро. Выходит, Латвия оценивает образование намного выше, и это с точки зрения оживления экономики важно.
Мы всё сильнее ощущаем проблему нехватки рабочей силы. Одна из причин – в постановлении Министерства образования и науки нр. 48, повлиявшее на финансирование профессионального образования в 2016 году, которое примерно на две трети снизило оценки профессиональных экзаменов и сильно сказалось на нас в этом году. В сфере высшего образования тоже ощущалось значительное недофинансирование. Там недостаточно докторантов и магистрантов, и это тормозит осуществление совместных с университетами проектов.
Связь магистрантов и докторантов с университетами нежизнеспособна при отсутствии мотивирующей и достойной модели финансирования. Включение иностранных студентов в трудовую среду Эстонии проблематично, потому что среда преимущественно эстоноязычная, и иностранных студентов по этой причине не принимают на работу. Недофинансирование образования – это проблема, и она оказывает на нас влияние.
В уходящем году было трудно проталкивать в правительстве предложения об изменениях, эта информация правительству не по душе. Отраслевые союзы подают немало идей, но результативность низкая. Специалистов не очень ценят, и когда наступает время принимать решение, то, что предлагалось специалистами, принимается во внимание отнюдь не в первую очередь.