Счета за отопление перевалили за несколько сотен евро. Один из способов их уменьшить – сделать реновацию дома. Но насколько к такому шагу готовы сегодня жители Эстонии?
«Сделаешь реновацию, возьмешь кредит, а через три-четыре года начнется война», – описывает член правления пяти девятиэтажных домов в Нарве Виктор Рогов типичные страхи жителей панелек в Ида-Вирумаа, когда речь заходит о том, чтобы взять кредит на реновацию.
«Больше всего они боятся, конечно, самого кредита. Цены выросли, пенсии не увеличиваются, из всего высчитывают налоги, – рассуждает он. – Поэтому многие считают, что зимой они кое-как проплатят, зато летом счета будут ниже. А если взять кредит, то его придется выплачивать круглый год».
Сам Рогов считает страхи перед реновацией иррациональными. Он убежден, что экономия на счетах за отопление с лихвой покроет выплаты по кредитам, но главное – повысит качество жизни.
Статья продолжается после рекламы
«Если в доме завелся грибок, то при проведении реновационных работ он, как правило, уходит. А если не пожалеть пары тысяч евро на приведение торца в порядок, то и выглядеть дом будет лучше. Живем один раз – так почему не прожить свою жизнь так, чтобы это было максимально комфортно?» – удивляется он.
«Хотели как-то утеплить два дома. “Нет, нам не надо, мы умрем через два года”. Прошло два года, и те же люди меня спрашивают: “А почему ты все дома утепляешь, а наш – нет?” “Так вы же умирать собрались”, – напомнил им я», – вспоминает Рогов свои переговоры с жильцами.
Реновация не для бедных
«Провели несколько собраний в домах, которыми я управляю, в основном все против, – вторит ему председатель нарвского квартирного товарищества на Виру, 11 Анна Мигунова. – Неудивительно: жильцы – в основном пенсионеры или люди, получающие минимальную зарплату. Я много раз говорила публично: программы реноваций домов рассчитаны исключительно на людей, получающих среднюю зарплату (хотя бы 1500 евро в месяц на руки). Такие люди готовы брать кредит и делать реновацию. Бабушка, чья пенсия меньше 800 евро, или человек, работающий за минималку, этого себе позволить не может».
По словам Мигуновой, жильцы в управляемых ею домах готовы делать реновацию, но постепенно, по частям. Это тоже дает эффект и позволяет снизить расходы на отопление на 20-30%, но сопряжено с рисками.
«Это полумеры. Чем мне нравятся программы, на которые дает гарантию KredEx, – там есть официальная процедура, тендер, выбор поставщика. А значит, вероятность того, что работы будут проведены качественно, резко повышается. А если реновацию делать частично, то ее будут делать местные фирмы. Не знаешь, кто попадется», – говорит она.
«Не обязательно прибегать к кредитам, когда делаешь реновацию дома, – говорит член правления таллиннского квартирного товарищества на Кадака теэ, 163 Яна Соллманн. – Мы, например, поменяли однотрубную систему на двухтрубную, полностью на свои средства. Однако ты должен понимать, что делаешь, ибо фирм сейчас очень много. У нас плохо получилось с балконами: попали на фирму, которая постоянно “переобувалась”, меняла название, хотела выводить наличку. В итоге заканчивала работы совершенно другая компания, а с теми мы судились два года», – рассказывает она.
Не в экономии дело
Горячие новости
«Следующий скачок должен быть большим!»
Статья продолжается после рекламы
Главным драйвером, мотивирующим жильцов проводить реновацию домов, является гарантия, которую дает государственная организация EIS (бывший KredEx).
По словам консультанта EIS в Ида-Вирумаа Людмилы Пеусса, сейчас целевое учреждение дает гарантию в размере 50% от стоимости ремонтных работ (55% – при использовании заводских элементов, 60% – для маленьких домов или зданий в исторической зоне, 70% – для памятников старины).
«В прошлом году условия были более щедрыми: тогда EIS покрывала 70% проекта (80% – при квартальной реновации, при использовании заводских элементов или строительстве лифта). Это были программы, предусмотренные именно для Ида-Вирумаа, и они были полностью исчерпаны, т.е. недостатка в желающих не было», – опровергает она распространенное мнение, что жители Ида-Вирумаа не хотят утеплять свои дома.
Однако сейчас условия EIS жестче, и заявок пока значительно меньше. По словам Пеусса, препятствием для взятия кредита нередко становится и размер дома.
«Чем он больше, тем более разношерстны собственники, тем хуже они знают друг друга и тем сложнее им договориться, – отмечает она. – Недостаток же маленьких домов в том, что для каждого собственника квартир реновация обходится дороже».
Пеусса также обращает внимание на то, что экономия на счетах за отопление, которая достигается с помощью реновации, как правило нивелируется выплатами по кредиту, и напрямую сэкономить не удается. Зато это получается сделать косвенно: за счет того, что не придется постоянно проводить мелкие ремонтные работы по дому.
«В среднем реновация дает экономию на счетах за отопление в размере 52%. Знаю дом, где удалось сэкономить 70%. Как правило, в таких домах зимние выплаты (и отопление, и кредит) такие же, как в нереновированных домах. Летом выплаты повышаются – надо выплачивать кредит», – рассказывает Пеусса.
«Однако как сегодня живут в нереновированных домах? В нашем доме зимой платят за отопление, а летом платим деньги на целевые взносы – т.е. повышаем плату с квадратного метра, чтобы копить на какие-то работы (реновационные, аварийные и т.д.). Поэтому говорить о том, что летом в многоквартирном доме расходов нет, не приходится – если дом не реновирован, вы все равно на что-то копите», – поясняет она.
Статья продолжается после рекламы
«Сделали реновацию пять лет назад, были счастливы ровно год, – вспоминает член правления квартирного товарищества на Палласти, 34 Татьяна Беляева. – Даже с учетом выплат по кредиту наши счета стали меньше. Но дальше случился этот сумасшедший рост цен за мегаватт-час».
Беляева имеет в виду энергетический кризис, случившийся в Эстонии в 2021 году, когда резко взлетели цены на электричество и отопление. По ее словам, это повышение цен полностью свело на нет тот эффект, который дала реновация.
«300 евро за отопление трехкомнатной квартиры – что тут еще говорить? Если в течение года после реновации отопление в квартирах постоянно было включено, то теперь ситуация иная: дом остывает. Люди пытаются экономить и стараются включать отопление как можно реже, – пояснила она. – Так что, ничем хорошим порадовать не могу. Грустная у вас получится статья».
С 2022 года цены на отопление в Эстонии возросли, однако средний процент увеличения варьируется в зависимости от региона и поставщика тепла.
В Нарве тарифы на отопление увеличились на 177%: с 39,83 €/МВт·ч в 2022 году до 108,93 €/МВт·ч в декабре 2024 года,
пишет Delfi. Стоимость центрального отопления увеличилась в несколько раз: с 27,44 евро за мегаватт-час до 91,33 евро за мегаватт-час,
сообщает gazeta.ee.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Знаете ли вы, какую долгую историю имеет Forus Takso и какие разнообразные возможности есть в приложении Forus? Ответьте на вопросы викторины и узнайте! В конце викторины всех участников ждет сюрприз.