Эксперт Райво Варе опасается, что операция США в Венесуэле станет прецедентом, который побудит диктатуры вроде Китая или России напасть на Тайвань и Казахстан. «Международного права не существует: это кормушка для демагогов и юристов», – считает в связи с этим эксперт нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин.

- Одна из станций, оператором которой является венесуэльская государственная нефтяная компания PDVSA, образованная после национализации отрасли в 1976 году. Вторая национализация, проведенная Уго Чавесом, привела нефтяную отрасль к деградации, убеждены эксперты Райво Варе и Михаил Крутихин.
- Foto: Карлос Гарсия Роулинз / Reuters / Scanpix
Операция в Венесуэле по захвату и доставке Николаса Мадуро в США показала новую национальную стратегию этой страны в действии, убежден эксперт Райво Варе.
«Они же в стратегии писали ровно это: “Америка – для американцев”, Западное полушарие – вотчина интересов США, а доктрина Монро по-прежнему действует. Причем Марко Рубио зафиксировал это не только юридически, но и риторически, заявив на пресс-конференции, что для американцев была важна не столько венесуэльская нефть, сколько то, чтобы до нее не добрались другие страны», – говорит Варе.
Эксперт считает, что одной из целей данной спецоперации является сдерживание Китая, на который приходится 80% экспорта Венесуэльской нефти. Но дело не только в «черном золоте». «Мало кто об этом знает, но связка “Китай–Латинская Америка” в области сельского хозяйства – это сейчас растущая тема», – высказал пожелание Варе.
Статья продолжается после рекламы
Эксперт также подчеркнул, что никакого влияния на глобальный рынок нефти венесуэльская не окажет, ибо добыча этой страны составляет меньше миллиона баррелей в сутки – слишком незначительный объем, чтобы на что-то повлиять.
«Венесуэла, одна из основательниц ОПЕК, когда-то добывала 7% мировой добычи нефти, – рассказывает Варе. – Но Чавес со своей национализацией все развалил, и добыча с тех пор снизилась в 3,5 раза. Да, у них разведано 303 миллиарда баррелей запасов, но что толку, если добывается меньше миллиона в день?»
«Что касается обещания Трампа, что туда зайдут американские компании, расчеты показали: чтобы удвоить добычу, потребуется 110 миллиардов долларов. Такие деньги будут вкладываться только в том случае, если в стране будет спокойствие. Если же там будет мини-вариант гражданской войны или повторится Ирак, то никто спешить вкладываться не будет», – рассуждает эксперт.
Варе также обратил внимание на то, что в Венесуэле царит «чавизм» – идеология, привязавшая к себе большие массы населения. «Это люди, которые живут от подачки к подачке от государства. Они зависимы, их мозги промыты (мини-вариант российской действительности). Не стоит забывать и о больших криминальных группах в Венесуэле, и местном ополчении (или бандах – кто как называет). Все это мы уже видели в Сирии», – напоминает Варе.
Наркобароны вместо специалистов
Эксперт нефтегазовой отрасли Михаил Крутихин также убежден, что влияние венесуэльской операции США на нефтяной рынок – нулевое, ибо добыча в этой стране была слишком мала.
«Мы уже видим это по ценам на нефть: рынок этого события просто не заметил. Ведь добыча в Венесуэле меньше 1% мировой. Даже если она полностью исчезнет с рынка, это не критично – ничего особенного не случится. Да, с точки зрения разведанных запасов потенциал в Венесуэле колоссальный, но есть несколько проблем», – говорит Крутихин.
«77% этих запасов – очень тяжелая, вязкая нефть с большим содержанием серы. Ее не просто тяжело добывать – ее очень тяжело транспортировать. Чтобы она пошла в трубу или танкер, необходимо применять растворители в виде очень легкой нефти, конденсата или прямогонного бензина, которые нужно отдельно импортировать. По данным норвежской компании Restart Energy, запасов нефти, которые при нынешних условиях в Венесуэле можно разрабатывать, хватит лишь на пять лет. Для сравнения: россияне полагают, что их запасов нефти категории А хватит на восемь лет», – перечисляет проблемы эксперт.
«В Венесуэле было две волны национализации. Во время второй они выгнали все иностранные компании, в основном американские. А ведь американцы как раз очень тонко работали, чтобы добывать тяжелую нефть. После национализации же туда поставили менеджеров, которые не были нефтяными специалистами, а были либо наркобаронами, либо генералами. В итоге нефтяную отрасль довели до состояния, когда та не может выдать больше миллиона баррелей в сутки», – добавил он.
Статья продолжается после рекламы
Крутихин также не верит в то, что американцы провели данную спецоперацию ради захвата нефтяных месторождений.
«Все это пиар. Кто сказал, что американцы вообще туда стремятся? Там и сейчас работает американская Shevron, а больше желающих нет. Американская компания Wood Mackenzie провела расчет: чтобы увеличить добычу на полмиллиона баррелей в сутки, нужно потратить 15-20 миллиардов долларов. А чтобы вывести добычу на уровне 1998 года, нужно, по разным оценкам, от 10 до 58 миллиардов. Это очень дорогое – и долгое – удовольствие. Да, за один-два года они могут повысить добычу до 2 миллионов баррелей в сутки. Но чтобы восстановить ее в полном объеме, потребуется лет десять», – приводит расчеты эксперт.
Что касается мирового рынка нефти в целом, то там, по словам Крутихина, по-прежнему царит избыток предложения в размере 3-4 миллионов баррелей в сутки, и мировая экономика не в состоянии этот объем переварить. Следовательно, серьезного повышения цен в ближайшее время ждать не стоит, убежден Крутихин.
Не повлияли на рынок и американские санкции против «Лукойла» и «Роснефти» – разве что немного снизили отпускные цены для российских трейдеров. «Санкции не повлияли никак – разве что немного снизили российский экспорт (по выручке, но не по объему). Вместо прежних компаний появились новые торговцы, которые стали экспортировать те же объемы нефти, что и раньше», – говорит Крутихин.
«Санкции работают только в том смысле, что россияне теперь продают нефть с большей скидкой (где-то 23% от мировых цен на нефть). Но скидка была бы в любом случае – так сейчас делают все на рынке, ибо такая конъюнктура. Просто без санкций она была бы меньше», – говорит Крутихин.
Если нам можно, то и вы не стесняйтесь
Райво Варе опасается, что США, проведя свою спецоперацию, создали прецедент и как бы показывают всему миру: у региональных держав могут быть свои интересы в соседних странах, и США это признает.
«Последние остатки международных правил пущены побоку, уступив место силе, – констатирует Варе. – Это плохая новость для остального мира: усиливаются центробежные тренды и разваливается модель глобализации. На ее смену приходит модель конкурирующих центров силы и соответствующих сфер влияния. Это плохо для таких малых государств, как наше», – заключил Варе.
Означает ли это, что Россия теперь может напасть на Эстонию, воспользовавшись Венесуэлой как прецедентом? Варе убежден, что нет: ее пронесет, но пострадает другое государство бывшего СССР.
Статья продолжается после рекламы
«Эстония не следующая, следующий – Казахстан, – говорит Варе. – Там больше возможностей и меньше рисков. Ибо полной индикации того, что Запад сдаст Эстонию, не моргнув глазом, пока не поступило, а по Казахстану России достаточно договориться с Китаем о разделе влияния (остальное – дело техники). Так что как только украинский вопрос завершится каким-либо перемирием, следующая – Центральная Азия, где России надо восстанавливать свое влияние».
Варе также не исключает, что венесуэльским прецедентом может воспользоваться и Китай. Но не факт, что захочет.
«Китай готовится к 2027 году, – рассуждает Варе, имея в виду потенциальный конфликт с Тайванем. – И нельзя исключать, что эта готовность выйдет на определенный уровень. Но есть также информация, что Постоянный комитет Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (это главный орган партии – семь человек), обсуждая эту тему один раз в год, пока что приходит к выводу, что выгода от такой атаки меньше, чем потери».
А вот США может Венесуэлой и не ограничиться. «Гренландия – следующая. Через два месяца, 2 убежден Варе. – Чиновники из администрации Трампа уже начинают об этом проговариваться».
Кормушка для демагогов
Крутихин, в отличие от Варе, не скучает по международному праву, поскольку не признает его наличия. «Международного права нет и никогда не было, – убежден он. – Есть только право сильного. Международное право – кормушка для юристов и демагогов, которые не понимают, о чем они говорят. Если мы признаем принцип суверенитета государств, то забудьте вы уже о международном праве».
Он констатирует, что суверенитет Венесуэлы был нарушен. «Однако я не вижу причин плакать по диктатору. Равно как и не вижу шагов, которые американцы могли бы предпринять дальше в области нефтяных месторождений. Если они хотят завести туда свои американские компании, то должны выгнать оттуда российских и китайских разработчиков недр. А ведь у них на руках контракты, которые они заключили как честные приобретатели, есть договоренности. Как их нарушать? Это уже будет пиратство», – скептичен Крутихин.
«Маленький пример: американцы собирались восстановить контроль над Панамским каналом, но натолкнулись на компанию, в которой все контролируют китайцы. И те отказываются продавать свою долю американским партнерам. И что они могут сделать? Высаживать туда войска? Это было бы грабежом и пиратством. Да, международного права нет, но финансовое есть (святость контрактов и подписанных соглашений. Это еще в бизнесе пока работает», – поясняет эксперт.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
США нанесли военные удары по Каракасу. Дональд Трамп заявил, что Николас Мадуро и его жена были пойманы и вывезены из страны.
Николас Мадуро доставлен в Нью-Йорк на борту корабля военно-морских сил США.
Президент США Дональд Трамп объявил о введении морской блокады нефтяных танкеров, находящихся под санкциями и следующих в Венесуэлу или из нее.
Знаете ли вы, какую долгую историю имеет Forus Takso и какие разнообразные возможности есть в приложении Forus? Ответьте на вопросы викторины и узнайте! В конце викторины всех участников ждет сюрприз.