Инвестирование во время кризиса: три ключевых фактора, которые повлияют на рынки в следующем году

    Управляющий активами приватного банкинга Luminor Калле Козе считает, что рынки еще не достигли дна. Фото: Liis Treimann

    По словам управляющего активами приватного банкинга Luminor Калле Козе, есть три ключевых фактора, которые повлияют на инвестиции в следующем году: денежно-кредитная политика, макроэкономика и (гео)политика. Козе видит потенциал в сфере зеленой энергетики, и, по его словам, стоит следить за секторами, которые проявят себя лучше других на этапе восстановления экономики.

    «Борьба центральных банков с инфляцией привела к быстрому росту процентных ставок – такая среда неблагоприятна ни для облигаций, ни для акций», – признает Козе. По его словам, инвесторы должны анализировать, сколько возможностей осталось у центральных банков для дальнейшего повышения процентных ставок, и нет ли уже признаков их будущего снижения.
    Все внимание сейчас приковано к действиям Федеральной резервной системы США: «В США уже есть явные признаки снижения инфляции, и пиковые уровни, вероятно, уже позади». Несмотря на это, ФРС вынуждена продолжать повышение базовых ставок, поскольку рынок труда США и доверие потребителей еще недостаточно ослабли, и нельзя ожидать быстрого ослабления инфляционного давления со стороны спроса.
    Козе считает, что впереди еще как минимум два-три повышения процентных ставок. Не менее важно учитывать и период между заключительным повышением процентных ставок и первыми шагами по их снижению. «В течение предыдущих 70 лет этот период в США составлял в среднем 8 месяцев. Если сценарий повторится, то 2023 год окажется годом перерыва, а ожидаемое смягчение денежно-кредитной политики произойдет не раньше 2024 года», – поясняет он.
    На какие сектора стоит обратить внимание?
    История США показывает, что в период, когда повышение процентных ставок заканчивается, а их снижение еще впереди, лучше всего дела шли у финансового, сырьевого и энергетического секторов. Среди самых слабых игроков – ИТ-сектор.
    Отличается нынешняя экономическая ситуация тем, что исторически рецессия в США наступала во время смягчения денежно-кредитной политики, однако сейчас весьма вероятно, что спад экономики придется на период повышения процентных ставок.
    Активный инвестор должен учитывать, как фазы экономического цикла влияют на различные сектора, подчеркивает Козе. Он отмечает, что в настоящее время мы находимся в фазе экономического охлаждения/спада, а восстановление экономики начнется, вероятно, во второй половине 2023 года.
    «В начале этого года единственными победителями на фондовых рынках были энергетические компании. По мере усугубления кризиса они могут стать очень уязвимы из-за снижения спроса, а предыдущий сильный рост цен на акции, вероятно, усилит масштабы падения», – говорит эксперт. То же самое можно сказать о секторе сырья и материалов.

    Наступление экономической рецессии как в США, так и в Европе по-прежнему кажется основным сценарием.

    Козе считает, что нужно присмотреться к сектору зеленой энергетики, поскольку в ближайшие десятилетия туда будут сделаны масштабные инвестиции: «Как это может использовать инвестор – дело вкуса. Если цель состоит в избежании серьезных ошибок, то разумно инвестировать через ETF и фонды».
    Если предположить, что восстановление экономики начнется во второй половине 2023 года, то эксперт советует обращать внимания на сектора, которые обычно показывают хорошие результаты во время фазы восстановления – например, финансы, недвижимость и малые компании.
    Фондовые рынки еще не достигли дна
    В конце года рынки акций растут, поскольку наиболее оптимистично настроенные участники рынка делают ставку на постепенное смягчение денежно-кредитной политики. По словам Козе, базовым сценарием для оптимистов является краткосрочная и очень умеренная рецессия или, в случае США, даже возможное ее предотвращение.
    Существует значительный риск того, что в начале 2023 года рынки акций достигнут новых минимумов, предупреждает управляющий активами: ««Учитывая прогноз на 2023 год, пока нет существенных аргументов в пользу того, что основные фондовые рынки к сегодняшнему дню достигли дна».
    Стоит следить за статистикой инфляции и динамикой роста цен
    В важнейших регионах и странах тревожный звонок экономического спада еще не прозвучал.
    «Однако наступление экономической рецессии как в США, так и в Европе по-прежнему кажется основным сценарием», – подчеркивает эксперт. Он добавляет, что ужесточение денежно-кредитной политики, высокая инфляция и рост стоимости жизни негативно сказываются на реальной экономике, и все признаки указывают на продолжение снижения экономической активности.
    Еще одним ключевым фактором является то, насколько долгосрочной будет рецессия. «Если стабилизация наступит во второй половине 2023 года и спад в наиболее важных регионах станет умеренным, то в конечном итоге 2023 год окажет положительное влияние на рынки», – отмечает Козе.
    Важную роль играет и инфляция: «Если рост цен не удастся снизить до ожидаемой степени, то выйти из рецессии будет труднее, и влияние макросреды на рынки будет не столь благоприятным».
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Вкус биржи: любишь какао, люби и денежки платить. Биткойн отдыхает
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Выполнили обещание: угощаем шоколадкой! Мы обещали рассмотреть, почему цены на какао растут как на дрожжах (Какао? На дрожжах? Мда) – и вот вам пожалуйста!
Тийт Пруули: обсудим введение налога на собак!
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
Продвижение идеи налога на собак – стоящая мысль, считает предприниматель Тийт Пруули.
«Вечером стулья – утром деньги». Боль в спине вдохновила таллиннца начать бизнес
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.
Когда многочисленные походы по врачам не смогли избавить малого предпринимателя Эдуарда Тереханова от болей в спине, он нашел «полезные» стулья в России, и был настолько впечатлен ими, что немедля решил привезти технологию в Эстонию.