• Получил порцию холодного душа, но не обошлось и без позитива

    В отчетности компаний моего портфеля оказались как плохие, так и хорошие новости. Но все компании не уставали повторять о влиянии коронавируса на их результаты.

    Отчеты за первый квартал этого года принесли для моего портфеля немало сюрпризов - как позитивных, так и нехороших. Так, одно из предприятий показало результат в 17 раз хуже прогнозируемого.
    Так как чрезвычайное положение в Эстонии было введено в середине марта, и оно продлится до 17 мая, то апрель будет самым ужасным месяцем. Лишь только с середины мая начнется возвращение к нормальной жизни. Но для полного восстановления могут потребоваться месяцы, так как людям необходимо вернуть чувство уверенности.
    Из компаний моего портфеля, чьи акции котируются на Таллиннской бирже, о своих результатах сообщили LHV и фонд EfTEN. В отношении обоих предприятий можно было бы быть спокойным, если бы не проблемы с коммерческой недвижимостью, из-за чего будущее EfTEN вызывает определенных опасения, так кризис до сектора недвижимости доберется с опозданием.
    Дивидендные акции - не спасение
    Хотя инвестиционные гуру и рекомендуют инвестировать в первую очередь в дивидендные акции, сейчас мы видим, что в кризис компании могут отказаться от выплаты дивидендов, либо сократить их в большом объеме, так как в плохие времена бизнес скорее стремится сохранить прибыль прошлого года в виде финансовой подушки, а не распределять ее среди акционеров.
    Например, норвежский производитель рыбы Leroy Seafood изначально планировал распределить прибыль за 2019 год в виде дивидендов в размере 2,30 норвежских кроны на акцию, но в итоге их урезали до 1,5 кроны. Для сравнения, в прошлом году предприятие выплатило по 2 кроны на акцию. Обычно Leroy Seafood распределяет более половины прибыли среди акционеров. За последние десять лет дивиденды выросли с 0,7 кроны до нынешнего уровня. Правда, компания и раньше снижала дивиденды.
    Дивиденды Equinor тоже сократились. Нефтяная компания после «шторма» на нефтяном рынке сообщила, что в первом квартале урежет дивиденды с 0,27 долларов до 0,09 долларов, то есть в три раза. Все ради того, чтобы укрепить баланс и ликвидность, а также иметь средства для инвестиций. Для меня Equinor оставался стабильным плательщиком дивидендов, который даже после неожиданного падения цен на нефть в 2014 году продолжал их платить. Потом инвесторам предложили дивиденды обменять на акции компании. Последний раз компания, однако, снижала дивиденды в период финансового кризиса 2008-2009 годов.
    Свежие данные Equinor, однако, порадовали. Аналитики ожидали, что заработок на акцию составит 0,16 норвежских крон, а на деле оказалось 0,46 кроны, после чего акция подскочила на 5%.
    Порадовала и местная LHV Group, которая выплатила обещанные дивиденды, то есть 25% от чистой прибыли прошлого года. Однако на акцию в этом году было выплачено 0,19 евро, что на 10% меньше, чем в прошлом году, когда выплачивали по 0,21 евро. Но эта разница была вызвана не коронакризисом, а дополнительной эмиссией акций в прошлом году. Теперь дивидендный пирог делят между собой больше инвесторов.
    Скандинавские банки удивили с плохой стороны
    Когда я инвестировал в Swedbank и Danske, то я ждал от них хороших дивидендов, но не тут-то было. Меня окатили холодным душем. Особенно меня расстроили результаты первого квартала Danske, которые неприятно удивили и аналитиков. Убыток прогнозировался в размере 0,1 датской кроны на акцию, а в реальности оказался в 17 раз больше, то есть 1,7 кроны на акцию. Убыток Swedbank был на 17% больше ожидаемого.
    Все банки увеличили резерв для покрытия убытков, связанных со снижением стоимости выданных кредитов, но Danske вывел в резерв по обеспечению плохих кредитов сумму в 12 раз большую, чем в первом квартале прошлого года. Для сравнения, у LHV этот резерв увеличился в 6 раз по сравнению с прошлым годом. Увеличение резервов для покрытия убытков, связанных с кредитами, показывает, насколько банки оценивают свои возможные будущие потери.
    Swedbank тоже увеличил этот резерв, а также отодвинул решение по дивидендам на будущее, когда последствия коронавируса будут более понятными.
    Технологический сектор и «греховная акция» порадовали
    Аналитик немного недооценили возможности Apple, Microsoft и табачной компании Altria зарабатывать в период пандемии. Например, аналитики ожидали, что Altria заработает 0,98 евро на акцию, тогда как в реальности доход был на 11,2% больше, или 1,09 доллара. Microsoft сообщил о прибыли в 1,4 доллара на акцию, вместо ожидаемых 1,26. Apple превзошел ожидания аналитиков на 12,8%, вместо 2,26 компания заработала 2,55 доллара на акцию. Эти показатели сразу позитивно отразились и на стоимости акций
    Слушая конференцию акционеров Berkshire, я сидел и чесал голову. Berkshire Hathaway неожиданно продала все свои акции авиакомпаний США, так как в условиях пандемии этот экономический сектор несет большие потери. Акции, очевидно, продали с убытком. Неужели Баффет действительно считает, что авиасообщение будет загибаться?
    Вот бы у меня была такая же холодная голова, подумалось мне вначале, когда я услышал, что Баффет отказывается от акций авиакомпаний. Например, я мог бы в начале коронакризиса освободиться от акций Ryanair и Tallink, чтобы спасти свой портфель от дальнейшего падения. Относительно Ryanair недавно интересовался и читатель, почему я не продал бумаги. Так как Ryanair отчитывается перед акционерами лишь в конце мая, то нет возможности проанализировать свежие данные. В отличии от Баффета, я планирую держать акции авиакомпании в своем портфеле и дальше, о чем я подробно написал в своем прошлом комментарии.
    Что еще меня неприятно порадовало в отношении Berkshire, так это то, что конгломерат уже давно сидит на миллиардах свободных средств в ожидании момента для новых инвестиций. Но нынешней ситуацией Баффет не воспользовался, что купить какое-нибудь большое предприятие. Причина, должен сказать, вестма комичная. Выяснилось, что ни одно крупное предприятие не хочет денег Баффета. В период кризиса они предпочитают протягивать руку в сторону правительства США, которое открыло денежные краны. Я представляю, как предприяти морщат носы на предложение от Баффета. Приблизительно так же, как Tallink, который отказался от кредита LHV и Novalpina, так как у государства куда выгоднее брать в кредит.
    В скором времени будут опубликованы отчеты Tallinn Sadam, Baltic Horizon, Leroy Seafood и Ryanair.

    Как вести бухучёт и отражать в годовом отчете фирмы сделки с акциями, облигациями и краудфандинг вы узнаете на двухдневном вебинара:

    «Годовой отчет микро- и малых предприятий: как отражать инвестиции»

    Время проведения: 28-29 мая

    Можно получить запись вебинара

    Информация и регистрация ЗДЕСЬ

  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Прибыль Coop Pank в первом квартале снизилась Утверждены рекордные дивиденды
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.