Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Новая нормальность в промышленности и внешней торговле

    Поскольку никогда нельзя быть уверенным в будущем, то необходимо прежде всего отметить, что есть и иной доказательный материал. В проведённом Arenguseire Keskus (Центр мониторинга развития*) «Сценарии развития доходности- 2035» можно обнаружить четыре сценария, один из которых носит название «Глобальная рыночная площадка». Этот сценарий описывает ситуацию, при которой в международной торговле вновь доминирует стремление к либерализации, транспорт и логистика дешевеют и становятся эффективнее, а цепи поставок продолжают удлиняться.

    Теа Данилов, директор Arenguseire Keskus
    Хотя этот сценарий нам наиболее знаком, он, с большой долей вероятности, не реализуется. Факторов, которые изменяют прежние тренды, много, и они способны проявиться в совокупности, усиливая друг друга.
    Протекционизм
    Международная торговля уже подорожала из-за выросших таможенных тарифов, введённых США, на что Китай и ЕС отвечают тем же самым. США хотят добиться превышения экспорта над импортом и защитить ранимые или критичес­кие секторы экономики. Такой образ мышления может распространиться.
    Новые политические силы во многих государствах полагают, что хотя страны в целом, возможно, и выиграли от глобализации, немало групп населения проиграло, и социально-политическое перераспределение не может служить достаточным ответом на сложившееся положение.
    Новые технологии
    Падение цен на промышленные роботы и их ширящееся применение означают, что доля затрат на рабочую силу в расходной базе предприятий заметно снизится, а вместе с этим уменьшится и мотивация искать для производства регионы с низким уровнем зарплаты. Прошлогодний анализ ОЭСР показывает, что объём вывода производственных подразделений за рубеж существенно сократился.
    Применение 3D-принтеров может оказаться переломным фактором во многих промышленных секторах. Изделие можно будет распечатать за один раз и целиком поблизости от потребителя и поставить его клиенту в течение одного-двух дней после того, как тот выбрал подходящий ему дизайн. Не нужны ни полуфабрикаты, ни комплектация.

    Факторов, которые изменяют прежние тренды, много.

    Теа Данилов
    директор Arenguseire Keskus
    Но большинство экспертов всё же полагает, что в ближайшие десять лет этого не произойдёт – мощность 3D-принтеров и качество результата пока ещё слишком ограничены, а цена высока. Но уже сегодня их использование набирает темпы при изготовлении игрушек, запчастей, обуви и медицинских приспособлений.
    Ещё один очень важный, разрушающий цепи поставок, фактор – цифровые платформы. Мы привыкли к тому, что участвующие в производстве того или иного изделия предприятия выстроились друг за другом в колонну, или цепь поставок, и таких цепей много. Платформа может свести всех предлагающих производственные услуги в одной информационной системе и соотнести производственные заказы с владельцами производственных мощностей. По сути, это означает, что для производст­ва не надо самому обладать собственными производственными мощностями, их можно эффективно арендовать.
    Изменение потребительских предпочтений
    В потреблении всё важнее становятся эмоциональные ценности, возможность выделиться из массы, уникальные решения, растут стандарты качества и экологичность. Стремление к маленькому экологическому следу уже само по себе вытесняет протяжённые цепи поставок, где полуфабрикаты и готовую продукцию транспортируют на дальние расстояния.
    Рост покупательной способности и промышленное развитие в развивающихся странах, прежде всего в Китае. Если раньше то, что производилось в Китае, потреблялось за его пределами, то во всё больших масштабах то, что производится в Китае, там и потребляется. McKinsey отмечает, что в 2016 году в Китае было продано на 40% больше автомобилей, чем в Европе. Из всего объёма рынка предметов роскоши на Китай приходится треть. Китайская промышленность вместо импорта полуфабрикатов способна теперь производить их самостоятельно, что заметно сократило товарообмен.
    Несмотря на то, что доля далёких рынков в экспорте Эстонии мала, влияния, вызванные повышением тарифов, доходят до нас через предприятия Финляндии, Швеции и Германии, куда отправляется большая часть эстонского экспорта. В Восточную Европу может прийти и новая волна субподрядного производства, если деятельность в Азии станет из-за тарифов дорогой, и здешняя расходная база вновь покажется конкурентоспособной. Это может вынудить местные предприятия отложить инвестиции в развитие и отрицательно сказаться на долгосрочном росте доходности.
    Сокращение ручного труда на конвейерах
    С развитием производственных технологий будет сокращаться ручной труд на конвейерах, который в будущем исчезнет совсем. Но срок окупаемости автоматизации долог. Довольно бессмысленно калькулировать, сумеют ли приобретаемые сегодня промышленные роботы через 10-15 лет конкурировать с 3D-принтерами.
    Если с будущим производства связано много вопросов, разумно искать и находить возможности в сфере услуг. Производственные предприятия по всему миру дополняют свои бизнес-модели, предлагая услуги ремонта и обслуживания, логистики или инженерно-технические услуги. Потребители больше не желают непременно иметь собственные оборудование или инструменты, если их можно взять в аренду, а то и вовсе обойтись без них: например, General Electric и Siemens всё больше переходят от продажи оборудования на оказание услуг компьютерной связи.
    В конечном итоге это может создать возможности для полного выхода из производства или для аренды необходимых производственных мощностей без необходимости делать больше инвестиции в производственную технологию. В условиях, когда технологии развиваются очень быстро, и трудно предугадать, какое из технологических решений окажется, в конце концов, наиболее конкурентоспособной, такая стратегия может оказаться разумной.
    Центр мониторинга развития – это независимое подразделение, сформированное при Канцелярии Рийгикогу на основании Закона о мониторинге развития.
    В его задачи входит выявление долгосрочных тенденций в обществе (продолжающихся более 10 лет), их анализ и составление различных сценариев развития на основе полученной информации. Цель – выявить возможности и угрозы для эстонского общества, отследить, как выполняются сценарии развития, и при необходимости скорректировать данные сценарии.
    Задача Центра мониторинга развития – выявление и анализ изменений в обществе, а также составление сценариев развития. Эти прогнозы должны охватывать многие сферы и учитывать различные аспекты развития общества как в Эстонии, так и в мире в целом.
    Теа Данилов, директор Arenguseire Keskus
  • Самое читаемое
Infortar показал рекордные квартальные результаты
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
В первом квартале этого года результаты Infortar, который в конце прошлого года был включен в основной список Таллиннской биржи, оказались рекордными. Выручка компании выросла до 373 миллионов евро, а прибыль – до 62 миллионов евро.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Олави Лепп: руководитель работает во имя хорошего настроения
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.
По словам финалиста конкурса лучших руководителей, главы Swedbank Eesti Олави Леппа, он не верит, что под давлением, которое создают руководители, можно достигнуть хороших результатов. «Если ты входишь в офис с тяжелым вздохом, что-то пошло совершенно не так», – говорит топ-руководитель, выступающий за культуру хорошего настроения.