Экономический блог Райво Варе: сколько продлится война и что будет дальше?

    По словам экономического обозревателя Райво Варе, Кремль надеется, что украинцам не хватит психологической выдержки в разбомбленных населенных пунктах без электричества и отопления зимой, а также экономической и военной мощи.Фото: Liis Treimann

    Путин сидит в бункере, пока агенты влияния на Западе сеют усталость от войны, экономика Украины держится, военные расходы и конфискация российских активов остаются на повестке, пишет обозреватель Райво Варе.

    В последние дни было много дискуссий о том, сколько еще может продолжаться война в Украине - не только по военным, но и по экономическим причинам. Делать прогнозы накануне Нового года естественно. В военном плане всем ясно, что Россия не может достичь своих первоначальных целей, и от того, что происходит на поле боя, зависит как военно-технический, так и политический исход. Но и экономическая сторона тоже очень важна.
    С точки зрения военного анализа, и ведущие международные эксперты, и украинцы сходятся во мнении, что для обеспечения победы Украины и освобождения ее территории в полном объеме обязательным условием является предоставление западной коалицией необходимого оружия, особенно того, которое увеличивает наступательные возможности. А не отказ в нем или затягивание процесса, как это произошло с танками и самолетами, или ограничение возможностей, как в случае с дальностью боеприпасов реактивных систем залпового огня.
    Однако в последнее время здесь наметился сдвиг, учитывая, что только за последние 40 дней США объявили о двух пакетах прямой военной помощи почти на 3,9 млрд долларов, а ряд стран, и даже Германия, выразили готовность предоставить Киеву различных более современных тяжелых и других вооружений на общую сумму более 1,5 млрд.

    Путин сидит в бункере

    Россия, со своей стороны, скорректировала свои цели в свете сложившейся ситуации, хотя нет оснований полагать, что она фактически отказалась от первоначального стремления подчинить себе Украину в целом в долгосрочной перспективе. Путин, по сути, сказал это в конце года и в новогоднюю ночь, прежде чем снова закрылся в бункере.
    Что официально подтвердил его пресс-секретарь. Независимо от того, что послужило тому причиной - проблемы со здоровьем, опасения заговора или и то, и другое, - его цель, безусловно, состоит в том, чтобы выиграть время. Точнее выждать.
    Так же, как Путин терпеливо ждал раньше. Например, после войны с Грузией прошел годик, а Обама уже нажал кнопку перезагрузки, не говоря уже о быстром возвращении западноевропейцев к ведению бизнеса.
    После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе в 2014 году реакция Запада не была особенно серьезной, не говоря уже об остальном мире. Германия же под руководством фрау Меркель фактически усилила свою энергетическую и прочую зависимость от России, так что, например, через восемь лет после Крыма и Донбасса доля газовых поставок Москвы к началу войны удвоилась, увеличившись на целый 61 процент.
    И сейчас Путин тоже пытается выиграть время, уничтожая гражданскую инфраструктуру Украины и нанося военные удары или, по крайней мере, пытаясь удержать фронт в другом месте, захватив всю Донецкую и Луганскую области. Что объясняет нынешнюю бессмысленную войну с большими потерями в этом регионе.
    Цель возможных мирных переговоров — закрепить эти регионы вместе с Крымом как свои владения, с надеждой также сохранить сухопутный коридор через Южную Украину в Крым либо в качестве владения, либо хотя бы под неким суррогатным контролем. Над подготовкой этого через свои связи работают несколько его доверенных лиц на Западе.

    Агенты влияния Кремля работают

    При этом хозяин Кремля надеется, что украинцам не хватит психологической выдержки в обстреливаемых зимой населенных пунктах без электричества и отопления, а также экономической и военной мощи.
    Иссякание этой помощи во многом связано с усталостью Запада от войны и некоторыми политическими изменениями, особенно в США, где рассчитывают на усилия республиканцев и так называемого крыла MAGA, которые взяли под свой контроль Палату представителей и весьма влиятельно выступают против помощи Украине, а также на многочисленные кремлевские агентуры влияния в других регионах мира и Европы.
    В западных столицах начали понимать, что Путин пытается выиграть время. Дело в том, что люди до сих пор опасаются неуправляемого развития событий в случае, если Россия проиграет по-крупному и/или Путин исчезнет из руководства. Это все еще ядерное государство.
    В то же время на недавнем подписании совместного меморандума о сотрудничестве ЕС-НАТО руководители обеих сторон подчеркнули, что Путин не должен победить и для этого необходимо активизировать сотрудничество между ними. Если в военном плане разные государства-члены занимаются здесь двусторонней, хотя и в определенной степени скоординированной помощью под руководством США в рамках так называемого Рамштайнского процесса, то в экономическом плане Еврокомиссия играет более важную роль вместе с национальными правительствами и международными финансовыми учреждениями.
    Все мы знаем, что война стоит очень дорого. Эта война стоила всей мировой экономике не менее триллиона долларов прямых потерь. Сегодня подсчитано, что в прошлом году Россия потратила на войну и армию в целом не менее 80 миллиардов долларов. Цифры Украины почти в полтора-два раза меньше, но и страна меньше в несколько раз.
    Понятно, что помимо непосредственной военной, а также гуманитарной помощи, украинцам крайне необходима и экономическая. По оценкам, уровень государственных расходов превышает 5 миллиардов долларов в месяц. Собственная экономика не может обеспечить этого в условиях войны. Тем более, что ущерб, нанесенный Украине войной, уже оценивается как минимум в 340 миллиардов.
    Назывались и большие, и меньшие цифры. Например, несколько месяцев назад международная комиссия назвала цифру в 80 миллиардов прямых убытков. Напомним, что общий объем государственного бюджета составляет порядка 58 миллиардов долларов.

    Украинская экономика и цена на российскую нефть

    Однако экономика Украины не сократилась до такой степени, как предсказывалось в начале войны. Ведь в апреле Всемирный банк прогнозировал падение ВВП на целых 45%. Однако к настоящему времени стало ясно, что спад по-прежнему ограничивается цифрой, начинающейся с тридцати. Инфляция также оказалась ниже ожидаемой.
    Но самое главное, сборы налогов превзошли все ожидания. Ведь предполагалось, что во время войны они неизбежно уменьшатся, но этого практически не произошло. Тем не менее, около половины доходной части государственного бюджета поступило от налогоплательщиков и столько же - от различных доноров с Запада.
    Однако в этом году в государственном бюджете будет дефицит в размере 3 миллиардов долларов. ЕС решил выделить Киеву прямую финансовую помощь в размере 18 млрд евро, но Виктор Орбан, выступая агентом влияния Кремля, снова блокирует ее предоставление. Однако я верю, что будет найден способ преодоления его вето, и эти деньги, которые так необходимы украинцам, до них дойдут.
    Следует отметить, что российская экономика также адаптировалась лучше, чем ожидалось изначально. Если весной прогнозы этого падения к 2022 году варьировались от 7 до 11,2, а то и до 15%, то реальная цифра, по крайней мере, по официальной статистике, которой явно манипулируют и которую частично скрывают, все же составляет около 4%.
    Примерно такой же результат российские финансовые власти прогнозируют и на следующий год. Что само по себе не мало, но в этом очень сложно различить эффект санкций. Правильнее было бы сказать, что его пока явно нет. В то же время глава российского Центробанка Набиуллина в устной форме предупредила о больших трудностях, которые уже начались и будут ждать российскую экономику и в следующем году.
    Размер государственного бюджета России на ближайшие три года утвержден практически в том же размере - 29 трлн рублей, в том числе растут военные расходы, которые официально составляют более 30 процентов государственного бюджета.
    Взамен иссякнувших основных источников доходов правительство планирует более высокое налогообложение бизнеса и, в частности, дополнительное единовременное изъятие доходов у крупных государственных компаний, несмотря на это, государственный бюджет остается в нарастающем дефиците.
    В прошлом году он уже превышал 2% ВВП, и в этом году ожидается его дальнейшее увеличение, поскольку запланированный прежний уровень невозможен в ситуации, когда с декабря на российскую нефть, а с февраля – и на нефтепродукты действуют международные санкции или ценовой потолок.
    Между тем уровень цен на нефть, на котором основывается планирование государственного бюджета России, составляет 70 долларов за баррель. В то же время в силу различных технических причин уровень цен на российскую нефть в балтийских портах местами уже упал ниже 38 долларов. В довершение всего Индия, как один из трех оставшихся крупнейших покупателей российской нефти, теперь также объявила, что готова придерживаться ценового потолка в 60 долларов, установленного «Большой семеркой» и ЕС.
    Турция, второй крупный покупатель, также приняла его де-факто, как и Китай, хотя это и не касается более ценной особой марки ESPO с Дальнего Востока, которую продолжают покупать, зато в случае с Urals, основной маркой балтийских и черноморских портов, это тоже существенно толкает цену ниже ценового потолка.
    Хельсинкский Центр исследований энергетики и чистого воздуха оценил убытки Кремля от ограничений, введенных на рынке сырой нефти, в 170 миллионов долларов в сутки, к которым с февраля прибавятся ограничения на нефтепродукты, что увеличит эту сумму еще на 110 миллионов. Таким образом, Кремль получит на войну на 85 с лишним миллиардов долларов меньше.
    Поэтому аналитики уже предсказывают, что раз Путин не может отказаться от военных расходов, ему придется снова начать экономить на социальных, образовательных и других расходах, которые должны быть важны для нации. К сожалению, люди привыкли страдать и жить беднее, главное, чтобы «величие» было обеспечено, а война была выиграна. Кремль продолжает впаривать ему эту мечту.

    Конфискация российских активов — сложный вопрос

    На фронте замораживания и конфискации российских активов для восстановления Украины тоже есть новости. Хотя утверждается, что эти активы многочисленны, их фактическое количество все еще вызывает сомнения. Так и у нас Ханс Х. Луйк тоже поднял вопрос о том, сколько этих активов существует, сколько из них было заморожено, а сколько арестовано и конфисковано.
    Сами по себе эти активы бывают трех типов. В Европе якобы арестованы активы олигархов и других связанных с ними лиц в размере около 17 миллиардов евро, затем следуют активы компаний, подконтрольных российскому государству на неустановленную сумму, а затем - активы российского государства, точнее центробанка, в размере 300 миллиардов, из которых в лучшем случае надежно заморожена только четверть. Для каждого класса активов существуют отдельные правила.
    Если в случае с частными лицами и компаниями, несмотря на некоторые сложности, создать правовую базу для конфискации имущества и направления его в Украину для устранения военного ущерба или реконструкции все-таки возможно, то в случае с государственными резервами преодоление факторов неприкосновенности и суверенитета гораздо сложнее с точки зрения международного права.
    Именно поэтому ясности в этом вопросе в Европе по сей день недостаточно, а Еврокомиссия, несмотря на громкие заявления, особо не спешила решать задачу, поставленную перед нею главами государств.
    Наш министр иностранных дел и вовсе прямо заявил, что инициатива Эстонии по созданию правовых основ для конфискации этих активов должна послужить примером или в некотором смысле прецедентом для ускорения этих процессов на международном уровне. Российская сторона восприняла это очень болезненно, и в то время как пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прямо пригрозил нам контрмерами, третий человек в российской формальной иерархии, спикер Государственной Думы Вячеслав Володин заявил, что в таком случае будут приняты немедленные контрмеры против активов европейских держав и их крупных компаний. Тем более, что не все они на самом деле, несмотря ни на что, действительно выведены из России.
    Возможно, здесь произойдут изменения после того, как будет решена вторая задача, которой предстоит заниматься министрам юстиции ЕС, а теперь и «Большой семерки», - создание некой системы международного трибунала для поджигателей войны из Москвы. Но родовые схватки нового мирового порядка не могут быть легкими, не так ли?
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Результаты Alphabet вызвали ралли на вторичном рынке
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Экономические результаты Alphabet, превзошедшие прогнозы аналитиков, подняли акции материнской компании Google более чем на десять процентов на вторичном рынке.
Райво Хейн: социалисты всегда врут, но желаю мэру Таллинна быть открытым к инновациям!
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Если, наконец, прислушаться к горожанам, предпринимателям и экспертам, то из Таллинна можно сделать современный и пригодный для жизни город – не чета прежнему византийскому стилю, пишет предприниматель и инвестор Райво Хейн.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.