Обнаружен ген, определяющий рост человека

Ученые обнаружили первый ген, влияющий на человеческий рост, сообщает BBC. Носители двух копий «высокой» версии гена HMGA2 в среднем на 1 см выше ростом тех, кто несет две копии «низкой» версии этого гена.

Международная команда исследователей предполагает, что открытие могло бы помочь в понимании связи между ростом человека и склонностью к различным заболеваниям. Как пишет журнал Nature Genetics, скоро будут раскрыты и другие гены, управляющие ростом.
    Это открытие – результат сотрудничества между Гарвардским университетом, Бостонской детской больницей, Оксфордским университетом и Эксетерской медицинской школой. Исследователи проанализировали геномы 5 тыс. белых европейцев, сдавших образцы ДНК, с целью выяснения корреляции между ростом, весом и такими заболеваниями, как диабет и болезни сердца. Так было найдено изменение в гене HMGA2, влияющем на рост человека. Предположение о существовании двух ключевых версиях гена, «высокой» и «низкой», было затем подтверждено путем сравнения ДНК 30 тыс. испытуемых.
    Приблизительно 25% белых европейцев несут две копии "высокой" версии гена, примерно столько же имеют две копии "низкой" версии. Перенос одной копии «высокой» версии гена добавляет 0,5 см к росту человека, в то время как перенос двух копий добавляет почти сантиметр.
    Редкие, серьезные мутации в гене вызывают сильные отклонения в размере тела. Поскольку рост является типичной полигенетической чертой, то полученные результаты не объясняют, почему рост одного человека составляет 192 см, а другого - 145 см. Это – только первый выявленный из многих генов, которых, возможно, несколько сотен, считают исследователи. Изучение генов роста может стать полезным в диагностике заболеваний. Например, высокие люди, по статистике, чаще болеют раком простаты, мочевого пузыря и раком легких. Напротив, более низкорослые люди, как известно, чаще страдают заболеваниями сердца.