По сути, в прокуратуре признали, что, по крайней мере, в части уголовных полицейских государство не нуждается. То есть: зачем нам вообще полиция? Ведь защиту порядка можно делегировать охранным фирмам, а, упразднив полицию, государство сэкономит кругленькую сумму. «Надежные источники подтвердили, что в прокуратуру якобы на должность помощника прокурора был нанят ряд чиновников, выполняющих лишь одну задачу - штампующих отказы в начале производства по уголовным делам», - утверждает Хийоб.
Очередной типичный случай в той же сфере, в которой уголовный случай считается обычной гражданской тяжбой, связан с фирмой EAK-A OU. Это авторемонтное предприятие, которое существует при Эстонском автомобильном клубе. Руководство автомобильного клуба и его механики договорились, что наличные деньги, которые им платят за услуги клиенты, на следующий день следует относить в банк. С 10 ноября 2006 года по 2 января 2007 года, т.е. в течение почти двух месяцев, один из механиков относил в банк деньги, полученные от клиентов, всего три раза. Учитывая эти обстоятельства, и, отыскав в машине механика счета клиентов и прочую документацию, руководство фирмы пришло к выводу: механик утаил 36 505 крон и 70 сентов.
Полиция закрыла уголовное дело, открытое на основании параграфа о присвоении чужого имущества (статья 201 пункт 1 Пенитенциарного кодекса), а прокурор это одобрил. Постановление государственной прокуратуры, окончательно остановившее производство упомянутого случая, заслуживает внимания.
В постановлении говорится, что факт присвоения чужого имущества как состав преступления не был в данном случае доказан. Также не было доказано присвоение денег механиком. Также утверждается, что «для полного разрешения сложившегося конфликта достаточно положений гражданского права».
Итак: данный механик не является подозреваемым, но с другой стороны, вроде как, и является. Сначала прокуратура намекает, что факт присвоения механиком денег не доказан. И в то же время советует пострадавшему (т.е. бывшему работодателю) подать иск в гражданский суд, где механик, несомненно, сможет ссылаться на то же самое постановление, упомянутое выше - «ведь Государственная прокуратура определила, что я не брал этих денег». Круг замкнулся.
Хотя газета «День за Днём» послала утверждение юриста Хийоба о «госзаказе» для получения комментариев в Государственную прокуратуру, оттуда пришли весьма лаконичные ответы. Через пресс-секретаря Кристину Херодес Государственная прокуратура сообщила лишь, что каждый год в Эстонии открывается почти 50 000 уголовных производств. Также пресс-секретарь сообщила, что в случае с уголовными производствами органы руководствуются основаниями, приведенными в законе.
Член Рийгикогу, член Партии реформ и юрист Игорь Грязин видит за превращением уголовных производств в гражданские дела нечто большее, нежели банальное манипулирование статистикой. Он считает, что таким образом готовится путь к отступлению в скандальном деле по обмену земель. Одним словом, и это уголовное производство может быть позже преобразовано в гражданскую тяжбу. Тогда прокуратуре будет удобнее утверждать, что это никакое не исключение, а вполне стандартное развитие событий.
Как известно Полиция безопасности и прокуратура пришли к заключению, что есть основания подозревать депутата Виллу Рейльяна в вымогательстве взятки в крупном объеме, так как, будучи министром окружающей среды, тот был связан с организацией продажи здания по адресу бульвар Рявала, 8. Если предположить, что в результате этой сделки государство понесло ущерб, то этот случай также может стать гражданской тяжбой, и ущерб нужно будет взыскивать в гражданском порядке. В таком случае заодно можно будет показать, что расследование было проведено не напрасно.