При этом выявленные провалом ирландского референдума по ратификации новой евроконституции противоречия между членами ЕС лишь нарастают, все глубже погружая союз в системный кризис.
Позиция взбунтовавшегося против всего ЕС острова дала отдельным странам хороший предлог вслед за Ирландией сказать свое нет.
В частности, ранее о своем нежелании возвращаться к вопросу о ратификации мертвого общеевропейского договора заявила Чехия, решившая, впрочем, самостоятельно заняться разработкой уже третьей по счету объединенной конституции.
«Лисабонский договор мертв. Попытки реанимации ни к чему не приведут», – заявлял накануне саммита ЕС чешский президент Вацлав Клаус. Одновременно Прага крайне негативно отозвалась о намерениях Брюсселя переубедить Ирландию либо других противников договора.
«Важно, чтобы все институты Евросоюза избегали искушения оказывать давление на членов ЕС. Это было бы контрпродуктивно», – утверждал глава МИД Чехии Карл Шварценберг.
Посмотрев на Чехию, отозвать свое одобрение вознамерилась и Польша. Варшава и ранее не была в восторге от предлагаемого ЕС документа. «Мы не согласны на появление польского воеводства в ЕС, даже если бы Варшаве предоставили «право местного самоуправления», – в свое время критиковал договор экс-премьер страны и лидер второй по численности в сейме партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Тем не менее после долгих капризов в апреле этого года польский сейм одобрил ратификацию договора, легшего на подписание на стол президенту.
Еще на прошлой неделе Польша подтверждала свою готовность одобрить документ и призывала последовать этому примеру остальные не подписавшиеся страны. Однако спустя несколько дней Варшава по уже сложившейся традиции решила передумать. «После результата референдума в Ирландии вопрос о подписании договора лишен смысла. Трудно сказать, чем все это закончится, но, с другой стороны, заявления о том, что без этого договора не будет Евросоюза, являются несерьезными», – цитирует РИА «Новости» слова польского президента Леха Качиньского.
Если подобная реакция новичков Евросоюза, пытающихся увеличить свой вес перед Брюсселем, не сильно удивляет, то взятая пауза представителями Старой Европы должна настораживать.