Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Бизнес со вкусом майонеза

    На этой неделе в редакции DV.EE выпил чашечку кофе Артем Арутюнов, член правления компании Raistel, основным видом деятельности которой является производство продуктов питания.

    Артем, как вы оказались в Эстонии?
    Моя супруга отсюда. В какой-то момент мы решили, что будем жить здесь. 18 лет назад я приехал на голое место – ни друзей, ни знакомых, ни знания эстонского языка, ни работы не было. Долго не мог найти работу с достойным заработком. Перепробовал разные варианты. В какой-то момент понял, что нужно что-то менять, чтобы семья была обеспечена, чтобы не было нужды. Помог случай и знакомство с хорошим партнером-наставником. В 1992 году он предложил открыть хлебопекарню.
    Сначала было тяжело. Нас было два человека. Каждый выполнял свои функции. Я на тот момент был совсем еще молодой и мне, как ничего не соображающего в бизнесе, пришлось начинать с физической занятости. Научился вставать в 3:30 утра. Несколько лет тяжелого труда конечно дали результат. Параллельно получал навыки в области управления бизнесом. До сих пор постоянно повышаю квалификацию, как в области бизнеса, управления, так и в области пищевой промышленности. Ведь по первому образованию я инженер и продукты изначально - не моя тема. Недавно, кстати, вернулся из Санкт-Петербурга, где в Российско-Немецком институте пищевой промышленности получал дополнительное образование.
    Проработав вместе с партнером несколько лет, заработав небольшой капитал, мы решили разделиться и работать каждый в своем направлении. Расстались без скандалов. До сих пор в хороших отношениях. На тот момент в моем бизнесе выделился сегмент изготовления соусов, кетчупа и майонеза. Стал развивать это направление. Жизнь свела нас с профессионалом в области продуктов питания. С ней мы сотрудничали много лет, разрабатывая новую продукцию. Я вообще доверяю и ценю людей, с которыми работаю. Мне везло в жизни с хорошими партнерами, коллегами. Со многими мы до сих пор работаем вместе или общаемся. Иной раз не встречаемся, в силу занятости, но созваниваемся регулярно.
    У вас не было желания уехать из Эстонии, не бороться за местом под солнцем здесь?
    Было. Но все время откладывал реализацию этого желания в виду каких-либо обстоятельств. Когда стал работать в пищевой промышленности, то думать о переезде стало некогда. Ушел в работу. Первые лет десять ничем кроме как развитием бизнеса не занимался.
    Развитие фирмы, пусть и медленно, но идет. Я такой человек, что старюсь не подвергать фирму большому риску. Ведь я не один работаю, а со мной команда сотрудников.
    Чем отличается ведение собственного бизнеса от работы на кого-то?
    Небольшой бизнес требует от владельца более обширного подхода к развитию компании. Надо следить одновременно за течением нескольких направлений, чтобы не было застоя в том или ином потоке. Разбираться в технологии производства, в маркетинге, рекламе, менеджменте. Быть лидером, соединяя финансовые, технические возможности фирмы, держать руку на пульсе. Работая же на кого-то, у тебя четко очерчен круг обязанностей.
    Сложно ли соблюдать все законы в пищевом бизнесе?
    Последние лет десять постоянно вводятся новые правила. Иной раз мы стоим перед выбором, стоит ли продолжать, получать новые разрешения, сертификаты. Пока удается соблюдать все правила. Но так как в какой-то момент бизнес стал нашим семейным, то, сталкиваясь с очередной трудностью или нововведением, мы долго обсуждаем на семейном совете варианты решения того или иного вопроса. И уже не так просто все бросить.
    Могу отметить, что новые требования подталкивали нас также на развитие бизнеса. Постоянно улучшали качество продукции, соответственно мы выходили на новый уровень. Каждый этап приносил что-то новое: улучшали качество, разрабатывали новую продукцию, находили новых клиентов, партнеров.
    Сложности были всегда. Мы аккуратно относимся к инвестициям, займам. Пользовались ими только в самых безвыходных ситуациях. Стараемся жить за счет самофинансирования. В этом нам очень помогают партнеры и заказчики, готовые иногда идти на уступки, более гибкие условия сотрудничества.
    Кто ваши заказчики? Потребители продукции?
    Мы не единственные производители майонеза, соусов в Эстонии, Прибалтике, Европе. Наша ниша – работа со специалистами в области продуктов питания – руководителями ресторанов, баров, пищевых заводов. Кроме цены у них не на последнем месте стоит качество продукции, удобство использования, безопасность, стабильность. При работе с клиентами мы акцентируем их внимание на том, что нас выбирают в основном специалисты.
    Ежегодно проводим встречи с шеф-поварами, дегустации новых продуктов, обсуждая качество, совершенствование, применение на кухне.
    Почему на полках магазинов нет вашего товара?
    Пока нас не устроили условия сотрудничества с магазинами. Поставлять продукцию в магазины дешевых продуктов мы не имеем пока возможности, надо пересматривать качество продукции, чтобы снизить себестоимость. Очень надеемся, что в какой-то момент мы найдем удобные для обеих сторон условия взаимодействия с магазинами, и наш продукт появится на полках.
    На данный момент наша продукция распространяется на всей территории Эстонии, через наших клиентов она попадает в Финляндию, Швецию. Для изготовления соусов используем эстонское сырье, соответственно выпускаем эстонский продукт.
    Вы употребляете в пищу только свою продукцию? Что вы больше всего любите из того, что производите?
    Мы точно знаем, из чего готовим соусы, майонез, кетчуп, поэтому в рационе только продукция собственного предприятия. Я больше всего люблю горчичный соус.
    Приходится ли бороться с конкурентами?
    Всегда на таком маленьком рынке существуют компании, переходящие друг другу дорогу. Все фирмы, производящие аналогичную нашей продукцию, – потенциальные конкуренты, как, впрочем, и мы для них. В нашем случае во главе угла не борьба с конкурентами, а развитие собственной качественной и безопасной продукции, идеальное обслуживание клиента, чтобы он был доволен на 100%.
    Кроме постоянного набора продуктов фирма предлагает индивидуальную работу с клиентом для разработки эксклюзивного варианта майонеза и соусов с учетом конкретных пожеланий отдельных крупных предприятий общественного питания.
    Что это за услуга?
    Ее, как правило, заказывают большие предприятия: эстонские заводы, выпускающие готовую продукцию в больших объемах. Мы получаем техническое задание, разрабатываем технологию изготовления и выполняем заказ. Приготовленные по эксклюзивным рецептам продукты мы не предоставляем для открытой продажи.
    Через десять лет, какие мечты должны сбыться?
    Мечтать не люблю. Реально смотрю на вещи. Будем стремиться их реализовать. Взялись за еще один сектор – переработку овощей в удобные для использования заготовки. Рассматриваем возможности выхода на рынки других стран. Самое главное, не торопиться, развиваться стабильно, а не скачками.
    Кризис на вас каким-либо образом отражается? Как справляетесь?
    Модный сейчас вопрос. Кризис затронет в той или иной степени всех. Мы это понимаем и стараемся подстроиться под условия происходящего, чтобы отделаться малыми потерями. Кризис толкает нас на вхождение в сектор дешевых продуктов. В ближайшие несколько лет он будет востребован у населения. Покупательские корзины людей скудеют. Для нас создать продукт, который будет не вреден человеку и цена его будет небольшой, задача не из легких, учитывая наше стремление к сохранению качества продукта. Себестоимость продукта – не только содержимое соуса, но и стоимость самой тары, пробки, наклейки, электроэнергии, эксплуатация оборудования, зарплата работникам и прочие расходы. Получается, что, сэкономив на продуктах, мы можем сократить стоимость лишь самого продукта, при этом теряется его качество. Принять решение, сэкономить на продукте или на таре – наша задача.
    Как же покупателю определить, какой кетчуп или майонез можно покупать, а какой окажет негативное влияние на организм?
    В первую очередь нужно прочесть состав на упаковке. Понять, какие компоненты входит в содержимое бутылки, в каком соотношении.
    Самый большой провал или ошибка за все годы работы?
    Однажды на предприятии случился пожар. Причины его возникновения так и не были установлены. Этот случай оказался, наверное, самым большим преодолением нашим, так как пришлось принимать решение, нужно ли продолжать бизнес, хватит ли средств, не знак ли это Судьбы. Было принято решение восстановить. Работы велись в течение нескольких месяцев, затрачено было много денег. Сработало мое упорство и чувство вины перед семьей и коллегами за произошедшее.
    Для чего вам бизнес?
    Изначально бизнес создавался для спокойствия семьи. Сейчас двигатель прогресса – интерес, азарт.
    Какие советы дадите тем, кто после прочтения интервью с вами захочет заняться собственным бизнесом?
    Для тех, кто «заряжен» на бизнес, я бы посоветовал определиться с направлением. Выбрать востребованные сейчас темы. В основном все они связаны с психологией, с оказанием помощи в тех или иных областях. Будь то моральная помощь, по выходу из тяжелых ситуаций, помощь бизнесменам, простым людям. Люди растеряны. Владеющие ситуацией специалисты, могут сделать бизнес на финансовых консультациях. ?????? ?? ?????? ????????
    ?????? ? ?????????
    Autor: Людмила Вересенина
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.