Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Уж на языковой экзамен невтерпеж

    Новая система экзаменов на языковые категории вызвала шок у 90 % жителей Северо-Востока и десятков тысяч таллиннцев, не имеющих заветных «корочек». Увольнение за «язык» в период кризиса – действительно не шутка. Но есть ли основания для паники? Мы решили разобраться, трудно ли выдержать экзамен на категорию на новый лад.

    Первым порывом было записаться на экзамен и сделать репортаж с меcта события. Но, открыв интернет-страничку республиканского экзаменационно-квалификационного центра (REKK), я поняла, что осуществить это намерение раньше марта 2009 года не светит.
    Экзамены на любую из категорий проводятся раз в квартал, и регистрация заканчивается в первый день предыдущего месяца. До нового года пройдут три экзамена: 15 ноября (на категорию B1) зарегиcтрировались 539 человек, 16-го (на категорию B2) – 445 человек, 18 ноября состоится последний в этом году экзамен – на высшую категорию С1.
    Экзамен на категорию A1 (понимание простейших выражений и разговор на уровне «Minu nimi on…» или «Оh sa kurat!»), а также экзамен на категорию C2 (владение языком как родным) не проводятся. Первое, вероятно, посчитали недостаточным даже для уборщицы, второе – недостижимым для инородца по определению.
    Учебные материалы надо пересмотреть
    Почему же экзамены стали проводить в три раза реже, чем прежде? Начальник отдела эстонского языка REKK Керсти Сыстар долго объясняла, что это призвано поддерживать их высокий уровень. Дескать, когда много людей, то все находятся в одинаковых условиях и планка не опускается. Но, в общем-то, такой график вводится для пробы и, если не оправдает себя, может быть изменен.
    Но плюсов, по мнению чиновницы, тоже много: сдаются экзамены бесплатно, а за неделю до них проводится шестичасовая бесплатная консультация. Нечто вроде пробного экзамена по всем видам заданий.
    Но меня больше интересовало, проще или сложнее стали задания на европейские категории по сравнению с прежними alg-, kesk- и korgtase? Или произошла только смена вывески?
    Школьный учитель эстонского языка Таллиннской гуманитарной гимназии Гиля Викторовна Соловей, ныне пенсионерка, помогающая готовиться к экзаменам своим коллегам, убеждена, что гайки закрутили еще больше, хотя и прежние требования были суровы. Год назад она проделала тот эксперимент, о котором мечтала я, - отправилась на экзамен, имея высшую категорию. «Это было невозможно тяжело. Написать мини-эссе на тему «Не в деньгах счастье» с тезой и антитезой или порассуждать, зависит ли зарплата от образования, далеко не каждый сможет и на родном языке», - поведала учительница.
    Тогда из группы в 13 человек экзамен сдали всего двое, она в том числе. А экзаменаторша в ответ на ее реплику, что экзамен почти как на магистерскую степень, призналась, что она – преподаватель университета, а те, кто сдает, должны знать язык на том же уровне, что и она.
    Гиля Викторовна рассказала, что готовила к экзамену свою приятельницу – учительницу английского, которая срезалась дважды. Во второй раз до заветной корочки ей не хватило одного балла, и над ней нависла угроза увольнения. Теперь Гиля Викторовна и ее приятельница тщетно пытаются узнать, какие задания изменились и где взять материалы для подготовки.
    По мнению же уже упомянутой нами Керсти Сыстар, никаких усложнений не произошло: просто требования приведены в соответствие с евросоюзными. При этом из той же категории B2 изъято что-то слишком простое, а из высшей категории C1 – самое трудное. В конечном счете получилось то ж на то. Добавились какие-то виды заданий, но чего-то очень неожиданного нет.
    «Учебные материалы под них еще не готовы?» – полюбопытствовала я и услышала, что «надо кое-что пересмотреть, но чересчур пересматривать не нужно» и что «пока идет предварительная работа и развитие».
    Глазами учителя-практика
    Преподаватель эстонского языка из столичной фирмы Alfa-Beta Лина Пеаль поясняет, что экзамены хотели сделать проще, но пока идет переходный период, и многое не отрегулировано. Правда, задания для B1 уже получились проще, чем для algtase. Сами темы остались прежними, зато ассортимент заданий расширился: надо не только выбрать правильное, но, например, собрать статью из рассыпанных слов.
    «Мои же ученики, которые ходили сдавать в марте на korgtase и сейчас на С1 , сказали, что сейчас проще. В прошлый раз дали тему «Как законодательство ЕС влияет на Эстонию?», а сейчас надо было порассуждать о платном и бесплатном образовании. Много тем было по медицине, школе. В общем, сдали», - сообщила Лина Пеаль, отметив, что однозначно может сказать лишь то, что учителям теперь работать стало сложнее. Ведь программа нацелена на обучение коммуникации, а от преподавателя требуют натаскивания на тесты. И это при отсутствии учебных материалов, в том числе и для прослушивания. Единственный был издан еще в 2000 году.
    Эвелин Мюйрипеал из фирмы Lingatore OU отмечает ажиотажный спрос на услугу, а большой процент провалов на экзаменах склонна объяснять тем, что люди начинают уставать и им надо бы дать время, чтобы успокоиться и самим сделать выбор.
    А вот директор таллиннской фирмы Alfa-Beta Наталия Богданова подметила необычную тенденцию: спрос на курсы эстонского языка у них нынче упал по сравнению с прошлым годом в четыре раза. В то же время почти настолько же среди неэстонцев выросла популярность курсов английского и немецкого языков.
    Зачем им эстонский?
    Лина Пеаль сейчас ведет группу начинающих, то есть тех, кто собирается сдавать на категорию B1. Половина ее учеников приехала из Питера, например, выйдя замуж за эстонцев. Они хотят научиться говорить для себя. Чтобы комфортнее чувствовать себя с родными мужа или для удобства общения с соседями и с парикмахершей. C ними, по словам Лины, работать легко и просто.
    Другая половина – учителя и воспитатели, c которых знания языка требуют работодатели и проверяльщики. C этими гораздо труднее, потому что вместо личной заинтересованности имеет место принуждение.
    38-летний Анатолий перебрался сюда из России, женившись на гражданке Эстонии. На курсы пошел, чтобы сдать экзамен для получения постоянного вида на жительство. В прошлом году, когда этого требования еще не существовало, подать документы не успел. Теперь осваивает язык на категорию В2 вместе с сослуживцем, инженером из частной фирмы. Уже был на консультации, сетует, что тексты для прослушивания записаны с очень большой скоростью, а местами звук «плывет», что мешает схватывать содержание.
    Елена Пожарникова заведует Нарвским филиалом языкового центра Dialoog и одновременно сама выступает в роли ученицы – на днях сдает экзамен на категорию В2. Спрос на категории В2 и С1 у них сильно вырос, но и требования по новой сиcтеме, по ее мнению, усложнились. А вот атмосфера во время экзаменов в Нарве всегда доброжелательная. И ей известны случаи, когда после апелляции оценку «ученикам» повышали на 1-2 балла.
    Руководитель Таллиннского филиала Dialoog Дмитрий Леонтьев ее мнения насчет сложности экзаменов не разделяет, полагая, что задания, наоборот, станут проще. Ведь в конце 90-х, когда он сам сдавал на гражданство, для этого требовалась высшая тогда категория E, а потом стало достаточно начальной algtase. А спрос есть всегда. Люди звонят, спрашивают, когда будут курсы, есть ли мини-группы и индивидуальное обучение.
    Столько стоит keeletase?
    Рыночная цена 45-минутного урока эстонского языка сегодня колеблется от 150 до 300 крон.
    Год традиционных занятий дважды в неделю вам обойдется от 4000 до 10 000 крон в зависимости от статуса и места дислокации фирмы.
    Можно выбрать 20-часовой курс (4 раза в неделю) за 1900 крон, 40-часовой курс с группой в 6-8 человек за 3900 крон, занятия в мини-группе (3-4 человека) за 4500 – 5000 крон и даже индивидуальное обучение по skype (300 крон/час).
    Что же касается возврата денег в случае успешной сдачи экзамена, то официального письма на этот счет нет, но надежда получить какие-то деньги из Европейского социального фонда, по словам Керсти Сыстар, еще остается. Правда, рассчитывать на компенсацию могут только лица, не имеющие эстонского гражданства. Тем, у кого паспорт синего или уже малинового (евросоюзного) цвета, она не положена.
    Впрочем, можно сдавать экзамен, не тратясь на курсы. Только если, пока вы стоите в очередь на экзамен, в вашу фирму нагрянет Языковая инспекция, вы будете иметь бледный вид. А, числясь на курсах, предъявите заветную справку и будете спать спокойно.
    Результаты сдачи экзаменов на языковую категорию
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    2002 г. 2004 год 2007 2008 янв-июнь
    категория количество сдавших экзамен (в процентах)
    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    altase 66,10 63,22 51,21 44,59
    kesktase 59,05 49,26 43,45 33,59
    korgtase 55,31 57,37 52,44 47,95
    Данные за 2008 год относятся к 1 полугодию, когда еще действовала старая сиcтема. Результаты первых экзаменов по новым правилам пока не обнародованы.
    К сведению:
    Зарегистрироваться на экзамен можно по интернету (портал www.eesti.ee), войдя туда с помощью ID-карты или через интернет-банк; по почте либо явившись лично в один из четырех пунктов экзаменов: в Таллинне (Центр экзаменов на Лыытсу, 4), в Нарве (Нарвский колледж), в Йыхви (Kersti Volu Koolituskeskus на Тарту мнт.2) или в Тарту (филфак ТУ). Впрочем, сами экзамены, как правило, проводятся на иной территории. Например, в Таллинне, в Паэской гимназии.
    Autor: Светлана Крищюнас
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.