Раз надзорный орган знал о проблемах одного из ведущих кредитных учреждений страны, почему его национализация стала полным сюрпризом для общества?
«У нас не Швеция, где все публично. У нас другая страна. И наш опыт показывает, что оглашение подобной информации о Parex banka привело бы к панике среди клиентов и оттоку средств из всей банковской системы страны. Тогда последствия были бы чрезвычайно сложными», - заявил Янис Бразовскис.
В таком случае может ли вообще общество и в дальнейшем доверять надзорному органу? Где гарантия, что ситуация с Parex banka не повторится с другими банками?
«FKTK действовала полностью в соответствии с текущей обстановкой и все наши шаги были правильными, - ответил Янис Бразовскис. - Для того, чтобы спасти тонущий банк в любой стране, нужны деньги. У FKTK денег на эти цели нет, они находятся в ведении других структур».
Руководство FKTK рассказало также, почему в процессе спасения Parex banka был выбран именно вариант национализации, то есть покупки государством контрольного пакета (51% акций) за два лата. Во-первых, на счетах в этом банке хранятся деньги государства, самоуправлений и пенсионных фондов на 167 млн. латов. Во-вторых, по словам Я.Бразовскиса, изначально акционеры Parex banka хотели дешево отделаться: «Они заявляли: дайте нам 200 млн. латов — и все будет хорошо. На такой шаг идти было нельзя. Государство рисковало деньгами налогоплательщиков. А деньги налогоплательщиков стоят дорого».
Только после того как контрольный пакет Parex banka перешел государству, а Валерий Каргин и Виктор Красовицкий заложили оставшийся в их руках пакет (34%), Госкасса на прошлой неделе выделила банку искомые 200 млн. латов. Они тут же были потрачены на приобретение государственных ценных бумаг, которые в случае необходимости выступят в качестве залога для получения новой финансовой помощи.
«Сейчас в первую очередь необходимо повысить ликвидность банка (сегодня она равна 31,7%, худший показатель в отрасли) путем продажи всего ликвидного имущества. Parex banka сейчас нужен кэш. Необходимо сделать его работу более рациональной, реализовав весь побочный бизнес, не связанный напрямую с финансовой деятельностью», - рассказал Янис Бразовскис.
«Одна из главных проблем Parex banka, которая сильно мешает его спасению, - политизированность банка. Не секрет, что он активно занимался спонсорством партий, бывшие политики работали в его структурах, а работники Parex уходили в политику. Политику сейчас нужно отбросить. И спасать экономику», - подытожила пресс-конференцию Ирена Крумане.