Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Без русских Эстонии из кризиса не выбраться

    Русская интеллектуальня элита пытается достучаться до сердец и умов властей. Недавно русское академическое общество Эстонии провело конференцию, посвященную путям развития эстонской экономики. Мероприятие практически не нашло отражения в эстонских СМИ, между тем выделяло его из ряда других подобных заседаний наличие сформулированных рецептов спасения, а также практическая демонстрация применения по крайней мере одного из них.

    Нужна программа действий
    Даже если малая часть присутствовавших на первой части конференции студентов вынесет что-то для себя, постарается понять причины стоящих перед цивилизацией проблем и задумается над их решением, а все выступления ученых были блестящими, можно сказать, что коэффициент полезного действия данного мероприятия превысил пользу от заседаний парламента за год.
    Ведь в значительной степени на молодое поколение ориентированы положения Лиссабонской стратегии, которую напомнила собравшимся депутат Европарламента Сийри Овийр: повышение конкурентоспособности, создание динамичной экономики, основанной на знаниях, увеличение занятости, обеспечение социальной сплоченности и улучшение состояния окружающей среды.
    Доктор экономических наук Владимир Немчинов в своем выступлении о стратегии инновационного развития предложил подробно расписанную по этапам программу. На вопрос "Вестей" о том, какие конкретно меры следовало бы немедленно принять правительству, профессор ответил, что власти, в особенности представители Союза Отечества и Республики и Партии реформ, должны перешагнуть через свои националистические амбиции во имя выживания страны. "С психологической точки зрения достаточно даже принятия разумной и внятной экономической программы, в которую народ поверил бы", – отметил Немчинов.
    Само ничего не произойдет
    Академик Академии наук Эстонии Михаил Бронштейн напомнил, что власти страны уже давно были предупреждены об угрозе кризиса, о том, что либеральная экономическая модель, при котором государство полагает, что рынок сам решит свои проблемы, может оказаться губительной.
    В качестве реального препятствия, которое может помешать быстрейшему и с минимальными потерями выходу Эстонии из кризиса, Бронштейн указал на плохие отношения с Россией. Чтобы эти отношения улучшить, необходимо прекратить постоянную враждебную риторику, быть более разумными, более дипломатичными, потому что на востоке колоссальный рынок.
    "И если мы у себя будем сохранять русскоязычный интеллектуальный потенциал, он будет обязательно востребован, он поможет нам смягчить кризис, найти рынки на громадном евразийском пространстве, которое будет развиваться, наверное, наиболее динамично", – считает Бронштейн.
    "Та либеральная модель экономики, которая прекрасно работала в свое время, сейчас во многом исчерпала себя, – отметил академик. – Надо менять парадигму развития, а для этого требуется высшая мудрость. – Мы надеемся, что этой мудрости хватит у нашего руководства. В нашем правительстве имеются и разумные люди, нам приходилось с ними встречаться".
    Эстония – страна дилетантов
    Аналогичную мысль, правда с пессимистичным флером, высказал доктор экономических наук Ханон Барабанер: "Многие говорят, что еще два-три года назад ничто не предвещало кризиса. Это неправда. Не говорили и не понимали дилетанты. К сожалению, наше время – время дилетантов: нуворишей в бизнесе, политиканов в политике, авантюристов в социологии".
    Ученые сошлись на мысли о том, что нынешний кризис имеет не только финансовый, экономический, но и политический и мировоззренческий характер, и в этой ситуации встает вопрос о выработке новой модели миропорядка.
    "Права человека – это европейское представление, и далеко не все страны, особенно на Востоке, воспринимают их именно таким образом. Демократия – это американская модель, далеко не все воспринимают ее как наилучшую, – сказал Барабанер. – То есть миру необходима сегодня огромная интеллектуальная дискуссия, он должен выработать новые механизмы. Все это относится и к нашей небольшой стране, потому что у нас господствовала и сегодня господствует либеральная модель экономики, у нас и сегодня представления о правах человека имеют этнический характер, и сегодня, к сожалению, во многих случаях мы видим на месте профессионалов дилетантов".
    Спастись путем переселения
    Барабанер также указал, что в то самое время, когда говорится о кризисе, в Эстонии идет ужесточение языковой политики. "А это вызывает снижение интеллектуального потенциала общества. У нас можно говорить не просто о рыночном хозяйстве, а об этнорыночном", – считает ученый.
    С ним согласен доктор экономических наук Владимир Вайнгорт, который отметил, что сегодня значительная часть русских выпускников гимназий нацелена на то, чтобы получать высшее образование в России. "Потом, да, власти будут вешать на столбах разные плакаты о том, что вы нам нужны, но ребята уже уедут!"
    Вайнгорт считает необходимым изменить национальную политику, которая становится частью политики социальной.
    «А если нет, то нужно дойти до конца: давайте введем какие-нибудь знаки, скажем, звезды для тех, кто не знает эстонского языка. Красные звезды на спину и на грудь. Восточным людям – зеленые. А тем, кто знает язык – золотые позументы, лампасы», – с грустной иронией фантазировал ученый, напоследок процитировав Окуджаву:
    Дойдя до грани озверения,
    В минутной вспышке озарения,
    Последний шанс у населения –
    Спастись путем переселения.
    "К сожалению, именно это обстоятельство становится сегодня самым важным и самым опасным", – считает ученый.
    Комментарий Владимира Вайнгорта:
    Полностью погиб малый бизнес, особенно в сфере сельхозпродукции. На всю Эстонию есть 8 бочек, из которых продают квашеную капусту: три на Центральном рынке в Таллинне, одна в Нымме, две в Тарту... А ведь это может скоро стать одним из основных продуктов питания населения Эстонии. Цены, притом не только на капусту, диктуют крупные сети. А ценовая разница не попадает в сельское хозяйство.
    Autor: Игорь Кулдмаа
  • Самое читаемое
«Вот раньше были продажи на Паэ! А теперь... остались одни заиньки»
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Работа на рынке Паэ – не только бизнес, но и что-то вроде социальной миссии, говорят местные продавцы. Но выполнять ее приходится на грани рентабельности, признают старожилы торговой зоны.
Прибыль Coop Pank в первом квартале снизилась Утверждены рекордные дивиденды
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
В первом квартале Coop Pank заработал чистую прибыль в размере 9,2 млн евро. По словам члена совета банка, процентные доходы и расходы достигли своего пика.
Эксперт: банки ожидают резкого роста цен на медь
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Цена на медь достигла наиболее высокого уровня за последние 15 месяцев. Лишь за последние два месяца цена выросла более чем на 15%, пишет член правления Kuusakoski Тоомас Колламаа.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.