Некоторые деятели из КаПо обещали центристским самоуправлениям предъявить в этом году ещё больше десятка обвинений в коррупции, но это легче обещать, чем сделать. Я верю, что в полиции работают не картонные фигуры, и там видят, что их хотят использовать в качестве пушечного мяса в отчаянных арьергардных сражениях правящего союза.
????? ????????Большая ставка, наряду с коррупцией, делается на разыгрывание «русской карты». Удаление Бронзового солдата и сиюминутный взлёт Андруса Ансипа до статуса короля-солнца, вселил веру в то, что эта карта может ещё принести удачу. В кулуарах поговаривают о провоцировании автономии на северо-востоке, что вынудило бы русских на ответные шаги. Вновь выкапывается топор войны, а эстонцы в таких условиях сплачиваются вокруг носителей власти, что и требуется.
Если говорить прямо, то в кулуарах рассуждают о том, что нашим правым не помешала бы маленькая грузинская война. Мы знаем, кто в Эстонии лучше всех владеет технологией подобного конфликта.
Часть коалиции заинтересована в том, чтобы в третий раз запустить цепную реакцию, которая в первый раз кульминировала провалом договора о границе в Рийгикогу, а во второй – побоищем вокруг Бронзового солдата на Тынисмяги. Обвиняя Реформистскую партию в слабой или даже предательской политикой в отношении России, эти силы вынудят реформистов во имя спасения рейтинга предпринимать самые крайние шаги против России и русских и загонят их тем самым в угол.
Способен ли быть плодотворным план правящих партий заглушить тему кризиса на выборах 2009 года русофобией или коррупционными скандалами? Я сильно в этом сомневаюсь. Во-первых, наша русофобия словно белая ворона на политическом ландшафте цивилизованной Европы. Оппозиция политическому мэйнстриму растёт и в самой Эстонии – к научной и культурной интеллигенции теперь присоединился и бизнес. Во-вторых, тема коррупции, безусловно, должна подниматься. Жульничеству надо положить конец. Но вопреки распространённому мнению я не думаю, что это касается только местных самоуправлений. В ещё большей степени это касается государственного уровня – достаточно вспомнить про обмен земель.
Выборы выиграют те, кто сумеют предложить наиболее адекватный путь выхода из кризиса. И Реформистская партия, и IRL это отчётливо осознают. IRL давно уже говорит о важности административной реформы, рассчитывая на то, что предшествовавший период доказал правильность их реформ. Но в этом и их слабость, что не поможет увеличить поддержку избирателей.
Реформистские 7 идей спасения экономики не вызвали энтузиазма и были раскритикованы даже обычными сторонниками партии.
На этом фоне социал-демократы, тихо работающие над бюджетом, вызывают всё больше доверия, но, увы, они нередко позволяют валить на них промахи Реформистской партии.