Старший прокурор Вируской окружной прокуратуры Калмер Каск начал вчера зачитывать обвинительный акт, который охватывает в общем 1495 случаев. Большинство из них похожи друг на друга, как две капли воды. Варьируются лишь суммы, но во многих случаях они не превысили даже тысячи крон. Типичная история выглядит примерно так: неуплаченный вовремя штраф за нарушение ПДД поступал в делопроизводство судебного исполнителя, после чего должник уплачивал либо весь долг, либо его часть судебному исполнителю. Исполнитель была обязана в течение пяти рабочих дней перечислить эти деньги по назначению, оставив себе лишь предусмотренную плату и сумму на покрытие затрат по делопроизводству. "Молдау перечислила ноль крон", - монотонно повторял на вчерашнем заседании суда прокурор в конце каждого рассмотренного эпизода.
Младенец в зале суда
Прокурор, как и адвокат Маре Луст и судья Ану Эрнитс, говорили в суде тихо, поскольку подсудимая Маарика Молдау качала на руках спящего младенца, родившегося менее месяца назад. После того как Каск успел рассмотреть за полтора часа 107 случаев, судья объявила перерыв, поскольку младенец проснулся и захотел есть.
- В моей практике это первый случай, когда подсудимая находится в зале суда с таким крошечным малышом, - отметила Эрнитс. - Что поделаешь, мы должны при проведении заседания считаться с перерывами на кормление.
Следы денег исчезли
Когда деятельность Молдау в 2003 году вызвала подозрения, и ей пришлось уйти с должности, на счету судебного исполнителя осталось лишь несколько десятков тысяч крон. Если поначалу подозрения вызывали лишь отдельные случаи, то вскоре в ходе должностного расследования стало очевидно, что исполнитель спекулировала долговыми суммами продолжительное время, и не перечислявшаяся по назначению денежная сумма росла, как снежный ком.
Однако Молдау обвиняют не в присвоении денег, поскольку, по словам прокурора, в ходе предварительного следствия не удалось установить, что Молдау предприняла с неперечисленными деньгами. Ее действия рассматриваются в обвинении как незаконное использование должностным лицом своего должностного положения, чем нанесен значительный имущественный ущерб правам или интересам другого лица, защищенным законом. Пенитенциарный кодекс квалифицирует это как злоупотребление доверием и предусматривает в случае обвинительного приговора наказание в виде либо денежного штрафа, либо тюремного заключения сроком до пяти лет.
О судьбе испарившихся денег прокуратура надеется услышать разъяснения на судебном заседании от самой обвиняемой. "Некоторые сделанные судебным исполнителем расходы для своего бюро, связанные, например, с оплатой обучения или канцелярских товаров, кажутся ненормально большими", - отметил Каск.