Эстонские государственные резервы в последние пару лет почти не приносят доходов, сообщила на прошлой неделе газета Aripaev, ссылаясь на данные Минфина.
Речь идёт о средствах стабилизационного резерва, а также так называемого резерва ликвидности. Размещение этих денег по итогам прошлого года принесло для первого 0,31% годовых и второго 0,05% годовых, т.е. с учётом инфляции можно говорить о негативной отдаче.
Эксперты в этой ситуации проблемы не видят и не считают, что необходимо предпринимать какие-то действия с целью увеличения доходности резервов, размер которых в общей сложности составил на конец года 1,4 млрд. евро.
Такой подход на самом деле представляется в данном случае правильным, хотя, безусловно, сумма достаточно большая в абсолютном выражении и, конечно, хотелось бы, чтобы казне эти резервы не только обеспечивали возможность своевременного выполнения всех финансовых обязательств государства, но приносили дополнительный доход.
Вполне логично, что когда речь идёт о резервах, то первичны сохранность средств и их доступность для использования в любой момент, а величина доходности – вторична.
Тем более сейчас объективно сложилась на рынке такая ситуация, когда сверхмягкая стимулирующая политика крупнейших мировых Центробанков, включая ЕЦБ, привела к тому, что разместить средства относительно без риска можно только под очень низкие проценты.
Такая политика выручает те страны, которые имеют большие государственные долги, а такие почти все в ЕС. Но всё-таки, кажется, лучше иметь проблему, как размещать резервы, чем как привлечь дополнительные средства, причём не на инвестиции, а на то, чтобы обслуживать и рефинансировать имеющиеся долги.
Если рассматривать вопрос государственных резервов, то здесь представляется, возможно, более важным вопрос не их доходности, а их относительного размера.
В первую очередь обращает на себя внимание именно стабилизационный резерв. На сайте Минфина в разделе управления денежными потоками государства и финансовых резервов приведены данные по резервам с 2004 года. Обращает на себя внимание то, что 10 лет назад и сейчас эта сумма практически мало изменилась. На конец 2004 года в стабилизационном резерве находилось порядка 320 млн. евро, сейчас 361 млн. евро. Если посмотреть на размер госбюджета того времени, то он за эти годы увеличился с 3 млрд. евро в 2004 году до 8 млрд. в 2014 году, т.е. почти в 3 раза. В этом плане кажется более актуальным вопрос, может ли такой резерв реально стабилизировать ситуацию с госбюджетом в случае очередного кризиса.
Стоит отметить, что в 2009 году, в кризис, резерв уменьшился с 460 млн. евро до 300 млн. евро. Т.е. реально эти деньги помогли и резерв, можно сказать, оправдал своё название и выполнил задачу стабилизации бюджета, размер которого тогда уже составлял порядка 6 млрд. евро.
На тот факт, что значение стабилизационного резерва на сегодняшний день существенно уменьшилось, указывает и то, что резерв ликвидности (Минфин причисляет сюда остатки Больничной кассы, Кассы страхования от безработицы, целевых учреждений и т.д.) сейчас втрое превышает стабилизационный, достигнув на конец прошлого года 1,05 млрд. евро. При этом на конец 2004 года резерв ликвидности был порядка 460 млн. евро, т.е. речь шла о сопоставимых суммах. Получается, что суммарно резервы выросли за 10 лет меньше, чем вдвое, и на сегодняшний день слой соломки, которую можно подстелить, в относительном выражении стал существенно тоньше, а тучных лет, способных нарастить жирок, пока не предвидится.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Государственные резервы Эстонии в последние пару лет почти не приносят доходов. ДВ спросили у политиков и предпринимателей, способен ли, по их мнению, стабилизационный резерв Эстонии (361 млн. евро) урегулировать госбюджет в критической ситуации?
В случае серьезных проблем, стабилизационного резерва Эстонии хватит на полгода, считает предприниматель Андрей Коробейник.
При запуске нового бизнеса зачастую основное внимание уделяется продукту, услуге или маркетинговому плану, однако в мире, где все большее распространение получают цифровые технологии, одной из важнейших ценностей в плане идентичности вашего бренда становится домен. Зачем он нужен, как его выбрать и на какие тренды следует обратить внимание в 2025 году? Основываясь на опыте, приобретенном как в Эстонии, так и за рубежом, мы составили обзор, который поможет вам легче сориентироваться в мире, связанном с доменами.