Аптечный и медийный магнат Маргус Линнамяэ изъял в 2011 году из концерна Magnum рекордные для Эстонии дивиденды – 20 миллионов евро. Подоходный налог он с этих денег не заплатил.
Действия Линнамяэ – пример хитрых международных схем, с помощью которой предприятия, действующие на международном уровне, могут снизить свою налоговую нагрузку или даже свести ее к нулю. При этом не происходит ничего на первый взгляд противозаконного, так как просто используются налоговые системы разных стран.
20 млн евро, о которых идет речь – это действительно самая большие дивиденды, выплаченные когда-либо в Эстонии частному лицу. Однако проанализировав отчет предприятия, можно увидеть, что выплаты подоходного налога при этом не последовало.
Отчет Magnum показывает затраты на выплату налогов, однако эти налоги заплатили латвийские и литовские предприятия, входящие в группу. У южных соседей с фирмы ежегодно запрашивают 15% подоходного налога. В Эстонии налоговое обязательство можно отложить – 21%-й подоходный налог применяется тогда, когда начинают распределять прибыль. Налог с 20 миллионов составил бы 5,3 евро, однако можно ловко обойти необходимость его выплачивать.
Линнамяэ годами действовал через голландский холдинг MM Holdings B.V., который является дочерним предприятием MM Grupp. Под голландской фирмой находятся также аптечный концерн Magnum, действующий в Прибалтике и Финляндии.
Линнамяэ выплачивал дивиденды через MM Grupp, но в Эстонию деньги поступили через голландскую фирму. Эстония рассматривает поступившие из Голландии дивиденды как т.н. "транзитные дивиденды", которые тут налогом не облагаются. Это обеспечивается как договором об избегании двойного налогообложения, заключенным между Эстонией и Голландией, так и директивой ЕС о дочерних и материнских компаниях. Таким образом, если платишь налоги в Голландии, платить в Эстонии их не нужно.
На самом деле не нужно платить их и в Голландии – таким образом устроена там налоговая система. На предприятия, разумеется, распространяется 20%-й или 25%-й подоходный налог (в зависимости от размера прибыли), однако с некоторыми исключениями: налогом не облагается прибыль, полученная в другом государстве. Также, например, нет налогообложения прибыли, полученной от дочерней компании.
Чтобы получить такую налоговую свободу, нужно показать, что участие в дочерней фирме как минимум пятипроцентное, и пройти какой-нибудь тест, например «тест на имущество». Если имущество предприятие используется в коммерческой деятельности, то на фирму распространяется освобождение от налогов. К такому имуществу относятся и инвестиции в недвижимость: если по меньшей мере половину имущества фирмы составляет недвижимость, то условие соблюдено. Именно поэтому многие инвесторы в недвижимость предпочитают Голландию. Часть концерна Magnum также занимается инвестициями в недвижимость.
Поскольку фирмы Линнамяэ действуют в основном в Эстонии, возникает вопрос, как перевести деньги в Голландию? Эстонское предприятие не выплачивало туда прибыль – это повлекло бы за собой налоговое обязательство. Обычно деньги выходят из Эстонии в виде кредита, или же в голландскую фирму делается капиталовложение.
Как именно Линнамяэ перевел деньги в Голландию, из отчета не ясно: видно большие сделки по займам внутри группы, однако больше ничего в глаза не бросается.
В то же время возможно, что выплата дивидендов связана со структурными изменениями, произошедшими внутри MM Grupp в 2012 году. Дивиденды Линнамяэ выплатил в 2011 году, однако уже в следующем году он изменил структуру предприятия таким образом, чтобы вместо AS Magnum, эстонской дочерней фирмы голландского предприятия, появилась новая фирма с тем же названием. Старый Magnum получил новое название, Ecbatana, и его новым владельцев через сделку по продаже стало предприятие, зарегистрированное на Кипре. В правлении Ecbatana сейчас состоит глава PWC Legal (юридическое ответвление аудиторской фирмы PWC) Карл Юхан Паадам.
Старый Magnum продал все свои дочерние фирмы новому, то есть новая фирма переняла всю деятельность. Материнской фирмой нового Magnum остался все тот же голландский холдинг MM Holdings B.V. Среди прочего, через Голландию Линнамяэ владеет AS Eesti Meedia (концерн, издающий Postimees) и новостным агентством BNS.
Сам Линнамяэ не готов давать подробные комментарии по теме. В своем первом электронном письме он подробно объяснил детали избегания двойного налогообложения, однако ничего существенного по налогу на прибыль не сказал. Однако он подтвердил, что дивиденды были выплачены через голландский холдинг MM Holdings. „В Голландии для расчёта выплачиваемого подоходного налога голландская дочерняя фирма должна ежегодно подавать Налоговому департаменту Голландии декларацию о доходах объемом в несколько десятков страниц. Заполнять ее умеет только местный квалифицированный налоговый специалист», - пояснил он.
В другом ответе он описывает MM Holdings как обычную голландскую фирму, которая обязана ежегодно платить налоги с прибыли. «Она не освобождена от подоходного налога, как, например, некоторые фонды и проч., - отметил он и добавил, что даже не знает всех деталей. – Уверен, что MM Holdings B.V. использует в своей декларации о доходах все предусмотренные законом увеличения и уменьшения бухгалтерской прибыли».Из ответа неясно, сколько подоходного налога фирма Линнамяэ в Голландии за эти годы выплатила и выплачивала ли вообще. В соответствии с консолидированным отчётом материнской компании, то есть MM Grupp, этого вообще не делалось.
Autor: Ханнес Сарв
Похожие статьи
Европейские власти обвиняют корпорацию Apple в использовании нелегальных налоговых схем и сокрытии доходов в офшорах. Сумма иска может достигнуть нескольких миллиардов евро.
Все больше американских корпораций стараются «оптимизировать налоги», держа свои активн за границей.
Аптечный магнат Маргус Линнамяэ приобрел через UP Invest (дочерняя фирма MM Grupp) 55% акций компании Uudisvoog OU, которой принадлежит новостное агентство BNS.
Печально известный «закон о 1000 евро» снова возник на повестке дня, теперь как свершившийся факт. После того как президент счёл прежнюю редакцию противоречащей конституции, парламентарии не стали упорствовать и внесли в проект изменения. Президент прочёл пару десятков новых слов в проекте и признал проблему «неконституционности» на этом исчерпанной.
Никого не удивляет тот факт, что киберпреступников интересуют государственные учреждения или поставщики жизненно важных услуг. Однако для многих, вероятно, станет новостью то, что ежедневно атакам подвергаются и малые предприятия – часто даже они сами.