Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    "Наша интеграционная политика - сделаем из русских эстонцев. Нет!"

    Фото: Андрас Кралла

    Глава биржевой компании PRFoods Индрек Касела рассказывает о своих принципах в бизнесе.

    2 года назад вы сказали, что акции PRFoods недооценены. Вы окзались правы. Вы уже тогда держали в голове будущие сделки о покупке фирм из Великобритании и Финляндии?
    Мысли были, конечно. Стратегическое решение приняли тогда, когда продали бизнес по производству мороженого и замороженных продуктов. Мы считали, что рынок не понимает наших идей. Это вызов для каждой компании: коммуникация должна быть ясной и подкреплённой действиями. Тогда инвесторы будут ей доверять. Если руководитель предприятия говорит, что акции недооценены, то рынок может на это и отреагировать.
    Насколько личные отношения и знакомства повлияли на эти сделки?
    Самое важное - это человеческие отношения. Сегодня мы пока что ещё делаем бизнес с людьми. Возможно когда-нибудь мы будем сидеть за столом переговоров с роботами. Представляю себе, как будет тяжело. Я рассказываю ему свою историю, он мне - свою. По этому поводу есть хорошая фраза. Из чего складывается цена компании? Из того, насколько хорошо кто-то умеет рассказывать свою историю.
    Что раньше: идея или отношения?
    Сложный вопрос... В первую очередь должно быть предприятие: мы же не себя продаём, а фирму. Самое важное, на что смотрит потенциальный покупатель предприятия - сможет ли он развивать компанию с этими работниками. Если нет, то её цена сильно-сильно снижается.
    То есть, идея приходит от того, что вы знаете работников британской компании и её руководителей, и появляется мысль: "А не купить ли мне их?"?
    Нет. В первую очередь, идею нужно продать банкам и инвесторам. Однако начинать надо с самой компании - чтобы твои работники верили в эту идею. Самая важная задача руководителя - делегировать. Это означает, что тебе нужно найти людей, которые бы верили в то, что ты хочешь сделать. Руководитель, который хочет сделать всё сам - большой риск для предприятия. Мы видели это своими глазами давно-давно, когда руководство ушло в биржевые компании. Однако даже Apple пережил уход Джобса.
    Есть ли что-то, из-за чего вам трудно спится по ночам?
    Руководители предприятия переживают 24/7, однако это доволньо невротичная ситуация. Однако на самом деле риски - это вызов. Всё как в жизни: комрофтная жизнь - это хорошо, однако от неё устаёшь. Что касается PRFoods, то есть несколько ножек. Если она из них сломается, то ничего не случится.
    На собрании акционеров вы сказали, что при покупке компании важна синергия. Как выглядит её создание?
    Мы следуем совершенно другой филососфии. Вначале у нас был менталитет субподрядчика, по которому самое важное - это масса и эффективность. Потом всё поменялось, причём так, как если бы ты сменил Toyota на Ferrari. Там другие рынки, и люди смотрят на них совершенно другими глазами. И очень важно понимать - не хочу никого обидеть, - но тех, кому нравится Ferrari, явно больше, чем тех, кто эту машину себе покупают. Поэтому если мы производим очень хороший продукт, человек заглядывается на него, проходя мимо, но не покупает - для меня это провал.
    Другое важное изменение - поменялось качество управления. Понятно, что у нас среднее предприятие, однако по мировым масштабам мы микроскопичны.
    Что скажете о рынке рыбы?
    Если рынок мороженого растущим не был, то рыбный таковым является. Когда Amazon купил Whole Foods, то в числе первых четырёх категорий, где он начал работать, был органический лосось. Пока мы не начали есть искусственную пищу, протеин, который мы получаем от рыбы, очень привлекателен. Изменился и имидж рыбы. Я настолько старый, что помню то время, когда в школе был "рыбный четверг", который все ненавидели. Это был самый ужасный день. Сегодня же мы видим, что среди millenials потребление рыбы значительно выросло. Даже по данным эстонского Департамента статистики рост составил 63%.
    Как скоро потребление рыбы начнёт заменять белок, который мы получаем от мяса и курицы? Каково ваше видение на ближайшее десятилетие?
    У рыбы есть два разных направления. Первое - то массовый сегмент, где мы не конкурируем. Второй - это тот, где лосось и форель, которыми мы занимаемся, очевидно, это самая дорогая рыба. Мы часто забываем об Азии, смотря только на Европу, однако наш домашний рынок сегодня - это треть всех жителей Лондона. Наши возможности безграничны. Из Азии идёт огромный рост, там хотят продукты лучшего качества. Так что в этом секторе совершенно точно двузначные цифры роста.
    Важный рынок для скандинавской рыбной промышленности - Россия. Какие у PRFoods отношения с этой страной?
    Мы не видим её в качестве своего стратегического рынка. Верю, что однажды эта страна станет открытой. Но я не контролирую политический процесс в России.
    Вы довольно давно занимаетесь инвестиционным банкингом. Какими принципами руководствуетесь при инвестициях?
    Принцип номер один - есть ли "химия" между людьми. Причина, по которой многие сделки вылетают в трубу - в том числе и у эстонцев - заключается в том, что слишком много внимания уделяют балансу, и слишком мало - тому, как справиться с человеческим капиталом, а также тому, как можно у людей чему-то научиться. Это как наша интеграционная политика: сделаем из русских эстонсцев. Нет! Сделаем из эстонцев таких эстонцев, которые смогут хорошо ладить и руководить русскими, немцами, французами и другими.
    В отношении британской компании говорят об оптимизации расходов. Знаем мы, как это делается...
    Нет. И об этом говорилось публично. Что мне понравилось, так это то, что когда мы купили финскую компанию, то должны были обговроить цену и то, как мы всё это сделаем. И вынужден признать, что мой визави гораздо успешнее меня. Мы сделали предложение: сегодня это предприятие стоит столько-то, и если результаты улучшатся, то вы получите такой-то бонус. И он ответил: "Нет-нет, с завтрашнего дня уже нет "моего-вашего" предприятия, а есть только наше!".
    Вчера я как раз прочитал статью в журнале Harvard Business Review, где говорилось о том, как важна безопасность в компании. Имелось в виду то, что ты можешь рисковать, можешь ошибаться, и это не будет наказываться.
    Сколько вы инвестируете в акции?
    У меня есть портфель эстонских акций. Я довольно консервативен. Хотя... В Эстонии нет ничего консервативного. В моём портфеле Tallink и Merko, а мой венчурный портфель состоит целиком из стартапов. Мне очень нравится успех Taxify, куда мне удалось инвестировать на ранней фазе. Мой самый свежий риск - это недвижимость. Я считаю себя таким молодым, что могу себе позволить ещё более рисковые инвестиции с большим потенциалом.
    Что-то вроде инвестиции в Tesla?
    Да-а.... Думаю, что это было моенй большой ошибкой. Я был очень плохим инвестором в акции. Я другим дал хороший совет, куда инвестировать. однако очевидно, что если бы я вернулся в то время, когда учился в Нью-Йорке, видел, какие технологии в отрасли на подходе, и отреагировал бы на них, то я бы находился сейчас в гораздо лучшей ситуации.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.