Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Мучительный путь на работу в Эстонию

    Мария Ласприлла Фото: Andres Haabu

    Прибывшему в Эстонию иностранцу приходится в значительной степени надеяться на коллег: без языковой поддержки иноязычному не снять квартиры, не найти семейного врача, а бюрократия может свести с ума.

    Неважно, иностранный специалист из какой области приезжает в Эстонию, проблемы у всех одинаковые  – сложно и затратно по времени оформить документы, трудно найти съёмную квартиру, мало информации на английском языке.
    Мария Ласприлла родом из Венесуэлы работает менеджером по продукции в компанииPipedrive. Она рассказала, что во многих фирмах не знают, что делать дальше с нанятым иностранным работником, к примеру, какие документы нужны, куда их надо представить и в какой очерёдности. Ласприлла приехала на работу в Эстонию десять лет назад и после этого помогла своим двум братьям тоже перебраться работать в Эстонию. Кроме того, она очевидица того, как здесь приживаются её коллеги. Она убеждена, что количество приезжающих в Эстонию на работу и учёбу людей только растёт, однако делопроизводство как было сложным, так сложным и остаётся. «Если работник прибывает из страны-члена Евросюза, всё проще. В противном же случае надо иметь в виду, какие соглашения существуют между Эстонией и конкретной страной», – заметила Ласприлла.
    В Таллиннском Университете в этом учебном году работает 58 человек из иностранных государств. Главный специалист по персоналу университета Мерье Олм сказала, что больше всего помощи требуется для получения вида на жительство и разрешения на работу в Эстонии. «Кроме того, мы помогали получать идентификационный  код, содействовали в поисках съёмных квартир и помогали внесению в регистр народонаселения, приходилось разъяснять и систему уплаты налогов», – отметила Олм.
    Государство планирует к 2020 году привлечь в Эстонию минимум 8000 иностранных специалистов, четверть из которых будет трудиться в сфере ИКТ – информационных и коммуникационных технологий. Летом организацией EASбыло проведено исследование опыта переехавших в Эстонию ИКТ-специалистов. Открылась печальная картина.
    Первый камень преткновения. Документы и делопроизводство
    Руководитель по персоналу Pipedrive Леэлиа Рохумаа рассказала, что бывает на ходатайство о получении вида на жительство уходит столько времени, что успевает закончиться виза. «Один работник из-за этого вынужден был покинуть Эстонию», – сказал Рохумаа. Она добавила, что к счастью, делопроизводство потихоньку начинает налаживаться.
    Административный руководитель Института наук о здоровье и спорте при Таллиннском Университете Тийна Аавик сказала, что иностранцам сложно найти на домашней странице полицейского департамента нужные бланки. «В Эстонии много бюрократии, и разобраться в ней, начать ориентироваться – на это у иностранцев уходит очень много времени. Когда мы можем оказать им от института такую помощь, люди чувствуют, что их тут ждали», – заметила Аавик.
    Мария Ласприлла призналась, что когда тут занимаешься делами, нужно исключительное терпение. «Приходится быть основательным, очень последовательным и методичным, – заметила Ласприлла и добавила, что вэб-страницам лично она доверяет больше, чем специалистам. – Случалось, что чиновники начинали слушать только после того, как я озвучивала написанное на домашней странице их же учреждения», – рассказала Ласприлла.
    С марта в Департаменте полиции и погранохраны работает консультант по вопросам миграции, который даёт советы как иностранцам, приехавшим жить и работать в Эстонию, так и их работодателям.
    Второй камень преткновения. Как снять квартиру
    Большой проблемой, по словам Леэлии Рохумаа, является требование  того, что для получения D-визы у человека должно быть место проживания. До переезда в Эстонию найти жильё через интернет очень трудно. «Ходатайствовать о D-визе можно было бы и без наличия постоянного жилья. Это привело бы к тому, что у человека появлялась бы свобода и возможность выбрать себе подходящее жильё уже на месте», – сказала руководитель по персоналу Pipedrive.
    Найти квартиру сложно ещё и потому, что на запросы на английском языке часто не отвечают. Мария Ласприлла признаёт, что иностранцам сдавать квартиры здесь не хотят. Поэтому коллектив всегда ищет жильё для новых коллег только через знакомых. «Мне кажется, что за сдачей квартиры внаём иностранцу видят риск. Не знаю, может, боятся, что они сбегут», – сказала Ласприлла.
    Леэлиа Рохумаа добавила, что они всегда сами связываются с арендодателем и подтверждают, что иностранец будет у них работать. Кроме того они помогают с переводами арендных договоров. По словам Рохумаа, с ними на связь выходили и фирмы недвижимости, предлагая взять в аренду квартиры в новостройках. «Но тут мы так не договорились, потому как у людей свои приоритеты по месту расположения жилья: кто-то предпочитает Кадриорг, кто-то Каламая, а кому-то по душе район Кристийне», – отметила Рохумаа.
    Третий камень преткновения. Как попасть к семейному врачу
    Мария Ласприлла вспоминает, как ей трудно было найти семейного врача. «Мне посоветовали обзвонить медцентры поблизости от дома и узнать, не может ли кто-нибудь из семейных врачей включить меня в список своих пациентов». В большинстве центров сразу ответили, что ни у одного из врачей места в списках нет. «У меня возникло чувство, что я шарик от пинг-понга, меня постоянно перенаправляли куда-то», – рассказала Ласприлла. В итоге помог друг друга, у него был знакомый врач, говорящий на английском, который был готов взять ещё одно пациента под своё крыло.
    По словам Леэлии Рохумаа, трудности есть и с местами в детском саду или в школе. «Мы составили список детсадов и школ, в которых дети наших работников могут получать образование на английском языке. К сожалению, список этот очень короткий».
    Autor: Инга Лилл [email protected]
  • Самое читаемое
Пять технологических акций, которые обещают богатство даже при малых инвестициях
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.