Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Фирмы нашли лазейку в законе, чтобы получать больше субсидий

    В прошлом году в Эстонии построили больше солнечных электростанций, чем когда-либо. Произошел этот бум неслучайно – компании нашли в законе лазейку, по которой крупные станции можно разделить на несколько мелких и таким образом получить больше субсидий.

    Парк Paikre OÜ, принадлежащий городской управе Пярну и Eesti GaasФото: Ago Tammik
    Один из таких проектов – солнечный парк Paikre OÜ, принадлежащий городской управе Пярну и Eesti Gaas. Крупнейший в Эстонии 4-мегаваттный парк, появившийся в результате инвестиции в 3 млн евро, разделен на четыре менее крупных парка. В коммерческом регистре для этого зарегистрировано четыре предприятия: Pärnu Päikesepark 1 OÜ, Pärnu Päikesepark 2 OÜ и так далее.
    За четыре станции 220 000 евро в год
    За четыре солнечные электростанции можно получить около 220 000 евро субсидий в год, то есть за 10 лет (именно за такое время проект выйдет на самоокупаемости) это будет около 2,2 миллионов евро.
    О том, почему нужно было разделить один парк на четыре фирмы, заинтересованные стороны говорить не хотят. После неоднократных запросов член правления Eesti Gaas Маргус Каасик сказал, что строительство пярнуских солнечных станций завершено, и идет подготовка к подсоединению. «Мы планируем начать производство электричества на станциях в мае-июне. Мы построили станции и представили ходатайства о субсидиях в соответствии с действующими законодательными актами и предусмотренными правилами», - сообщил он.
    Если обычно на одном объекте устанавливается один пункт подсоединения, то в прошлом году в Эстонии о них ходатайствовали около 25 раз для находящихся по соседству или недалеко друг от друга электростанций мощностью до 1 мегаватта. Этому есть только одна причина.
    «Изменения порядка получения субсидий на возобновляемые источники энергии заставило предприятия искать способы, как разделить производство электроэнергии таким образом, чтобы наилучшим возможным образом использовать условия получения субсидий», - рассказала руководитель службы подсоединения Elektrilevi Кайа Вилл.
    По ее оценке, это больше не соответствует идее закона, согласно которой планировалось поддерживать производство энергии из возобновляемых источников именно для собственного потребления и для более энергоэффективного управления жилым фондом, а не для предпринимательской деятельности, чем на самом деле занимаются более крупные электростанции.
    Конкретно обсуждать пярнускую станцию Elektrilevi не может, поскольку договора о подсоединении еще не заключены, но Вилл признает, что заявлений о подсоединении было больше, чем одно.

    Пояснение: Изменение порядка выплаты субсидий быстро заставило разработчиков действовать

    В принятом прошлым летом Законе о рынке электроэнергии и запрошенном для этого у Евросоюза разрешении о государственной помощи написано, что производство электроэнергии, мощностью менее 1 мегаватта и готовое к работе к концу 2018 года, получает от государства субсидию на производство энергии из возобновляемых источников согласно старой схеме выделения субсидий.

    В дальнейшем новым производителям энергии из возобновляемых источников распределение субсидий будет происходить на основе конкурсной схемы. Однако владельцы построенных в конце года в срочном порядке парков солнечной энергии получат в течение последующих 12 лет субсидии в размере 53,7 евро за мегаватт-час. Один солнечный парк, мощностью в мегаватт, дает в среднем 1000 мегаватт-часов энергии в год, то есть субсидия, добавляемая к биржевой цене, составит примерно 54 000 евро.

    Такие субсидии значительно укорачивают и срок окупаемости солнечных электростанций, и это заставило предпринимателей активно действовать. Если в 2017 году общая мощность солнечных парков Эстонии составляла 10 мегаватт, то, в результате строительства новых парков общая мощность электростанций, производящих электричество на основе солнечной энергии, достигла по состоянию на начало 2019 года примерно 110 мегаватт.

    «Если закон позволяет, то бизнесмены тоже не дураки»
    Размах бума солнечной энергии стал сюрпризом даже для Ассоциации Солнечной электроэнергии. Ее исполнительный директор Андрес Меэсак признал, что до поздней осени ожидалось прибавление 40–50 мегаватт, но в результате оно оказалось в два раза выше.
    Создание солнечных станций, построенных как кластеры, не стало для него сюрпризом. «Я бы даже не стал называть это JOKK-схемой (JOKK – «юридически все корректно»). Если в Эстонии такие законы, то этим можно заниматься, ведь бизнесмены тоже не дураки», - сказал он и подтвердил, что в секторе всегда об этом знали.
    В прошлом году во время рассмотрения проектов Закона о рынке электроэнергии в Рийгикогу Ассоциация Солнечной электроэнергии активно работала, чтобы продлить срок постройки станций, мощностью до 1 мегаватта, хотя бы до конца 2020 года. Тогда опирались на аргумент, что, согласно директивам Европейской комиссии, подобным станциям можно выплачивать субсидии в соответствии со старой схемой без объявления конкурса. Но предложение не нашло поддержки.
    Подобная схема в дальнейшем будет возможна для небольших производств
    Теоретически на основе подобной логики имеется возможность получить чуть больше субсидий и далее. А именно, под старые правила субсидий подпадают все производственные мощности до 50 киловатт. Заказывать 20 пунктов подсоединения, чтобы из меньших устройств собрать парк мощностью в мегаватт, экономически целесообразно, но, по словам Андреса Меэсака, здесь есть, например, вариант для промышленных предприятий, у которых имеется один основной пункт подсоединения и один запасной пункт.
    «Я сам консультировал несколько предприятий, которые говорили, что им возможно понадобится мощность в 100 киловатт, в этом случае и является разумным разделить это на две части», - сказал он.
    Для деления парков быть и логичные причины
    Руководитель научного и промышленного парка Пакри – одного из предприятий, построивших парк солнечной электроэнергии в прошлом году, Энн Лаансоо заметил, что солнечный парк Пакри строился без привлечения субсидий, но если бы предприятие совершило бы более крупную инвестицию, то им тоже пришлось бы использовать несколько пунктов подсоединения хотя бы по той причине, что один парк солнечной энергии строится для одного комплекса зданий, а три комплекса зданий их парка находятся друг от друга в радиусе шести километров.
    Ильмар Компус, руководитель крупнейшего на сегодняшний день производителя солнечной электроэнергии Footonvold, сказал, что их 13 парков солнечной энергии в основном являются отдельными подразделениями, но в некоторых местах рядом имеются две производственные единицы.
    Возможность разделения производственных мощностей была известна, например, и Enefit Green, хотя они и отказались от создания таких крупных парков. «При подсоединении крупных производственных подразделений основным слабым звеном, обычно, является наличие достаточно мощной электросети, в которой имелось бы в достаточной мере базовое потребление», - объяснил руководитель Enefit Green Ааво Кярмас.
    По его словам, количество пунктов подсоединения не настолько важно, как степень емкости сети. «В основном, подобные сети имеются в плотно-населенных зонах (городах), где нет достаточных территорий для создания парков солнечной энергии в таком объеме. А в менее заселенных регионах это, в основном, предполагает инвестиции в усиление сети», - заметил он.
    Министерство не видит проблемы в государственной помощи
    Министерство экономики и коммуникаций, которое подготовило Закон о рынке электроэнергии, считает подобное решение юридически корректным.
    «Согласно закону, у каждого устройства производства электроэнергии имеется один пункт подсоединения. Законом не запрещено создавать несколько пунктов подсоединения для производственных мощностей, находящихся поблизости друг от друга», - признал эксперт отдела энергетики министерства Рейн Вакс.
    Кайа Вилл заметила, что мотивация создания нескольких пунктов подсоединения скорее вызвана субсидированием, поскольку в общем случае это дороже. По словам Рейна Вакса, более высокая цена могла бы отпугивать от ходатайства о дополнительных пунктах подсоединения. «Кроме того, дополнительные расходы для производителя создает использование дополнительных инверторов и кабелей. Поэтому возведение меньших производственных устройств вместо одного более крупного является для подсоединяющегося значительно более дорогим способом и не обязательно разумным с экономической точки зрения», - объяснил он.
    Министерство не опасается несоответствия между выделением субсидий паркам, построенным как кластер, и разрешением о выделении государственной помощи. «Европейский союз согласовал схему субсидий, и все производственные устройства, соответствующие условиям, могут получать субсидии», - сказал Вакс.
    Вторая Проблема заключается в том, что из-за субсидии компании ходатайствуют о нескольких подсоединениях меньшей мощности, а для сетевого предприятия это означает нецелесообразное использование ресурсов.
    Увеличение числа пунктов подсоединения создает дополнительную нагрузку для Elektrilevi
    У сетевого предприятия в обоснованных случаях имеется право отказаться от выдачи предложения о пункте подсоединения, но в этих случаях следует уведомлять и Департамент конкуренции. В другом случае Elektrilevi может, например, принимать решение о технических критериях, в том числе и о количестве пунктов подсоединения, но тогда вопрос в том, чьи интересы выйдут на первый план. «После изменения указа, например, предприятие с одним пунктом подсоединения не будет получать субсидий, так как устройства производства электроэнергии, подсоединенные к одному пункту подсоединения, считаются одним производственным устройством, при этом оптимизация сетевых подсоединений является разумной с точки зрения управления сетью», - объяснила Кайа Вилл.
    Очевидно, что изменения значительно увеличили необходимость заниматься обработкой заявлений о подсоединении, и принесут также и дополнительные расходы на строительство сети, заметила она.
    После получения пункта подсоединения и представления ходатайства решение о выделении субсидии в результате принимает госфирма Elering, в их компетенцию входит и распределение субсидий на энергию из возобновляемых источников. Руководитель по связям с общественностью Elering Айн Кестер сказал, что предприятие не может комментировать конкретные случаи, но вопрос получения субсидий еще не решен. В настоящий момент Elering ни одного решения о выплате субсидий администратор сети еще не вынес.
    В начале 2019 года Elering зарегистрировал 165 новых станций солнечной энергии, которые в конце декабря были готовы производить энергию, но которым для получения субсидий на возобновляемые источники энергии следует завершить необходимые процедуры со своими сетевыми предприятиями. Средняя мощность добавившихся электростанций, работающих на солнечной энергии, составляет 380 киловатт, а количество более крупных станций солнечной энергии, мощностью свыше 500 киловатт, превысило 40.

    В десять раз больше парков, чем год назад

    В прошлом году добавилось 165 новых парков солнечной энергии, в том числе было 40 парков мощностью свыше 500 киловатт. Всего, по состоянию на начало года, в Эстонии имелось парков солнечной энергии на 110 мегаватт, что в десять раз больше, чем год назад. Если в 2017 году продукция парков солнечной энергии составляла лишь 0,3 процента от общего объема энергии, производимой из возобновляемых источников, а в прошлом году – 0,9 процентов, то в ближайшие годы эта цифра может вырасти до 4–6 процентов от общего объема электроэнергии, производимой с помощью возобновляемых источников. Один солнечный парк мощностью в мегаватт в среднем производит в год 1000 мегаватт-часов энергии, а в качестве субсидии выплачивается 53,7 евро за мегаватт-час.

    До сих пор пособия, выплачиваемые предприятиям солнечной энергии, не были значительны. В 2018 году сумма пособий составила 715 000 евро. В любом случае, для получения субсидий должен быть заключен договор с фирмой сетевого распределения энергии, и электричество должно поступать в сеть.

    Для сравнения, в прошлом году из общего объема энергии, производимой из возобновляемых источников, биомасса, биогаз и отходы давали 62 процента, ветряки – 36 процентов. Всего в 2018 году было выплачено субсидий на возобновляемые источники энергии и эффективное совместное производство в размере 83 миллионов евро.

  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.