Визуализация планируемой для Эстонии АЭС нового поколения с малым модульным реактором.Фото: GE Hitachi

АЭС в Эстонии: в мире реально работает всего пара таких образцов

Существует большой риск задержки сроков строительства и перерасхода средств, вызванных новизной проекта, прокомментировал для ДВ эксперт возможное строительство в Эстонии атомной электростанции.

Эстонии вскоре предстоит решить, быть ли в стране АЭС или нет. Вопросы обращения с радиоактивными отходами - то, что больше всего волнует жителей. Но это не единственные риски.
Нужна ли Эстонии собственная АЭС - этот вопрос станет одним из главных в повестке Рийгикогу уже в 2024 году. Рабочая группа по атомной энергетике завершила работу над докладом и до конца декабря представит его в правительство. Доклад не содержит выводов - нужно строить или нет, цель рабочей группы - дать самую полную информацию, а решение должно быть общественным, объяснила на пресс-конференции советник Министерства по вопросам климата Елена Ханнус. Решение, по ее словам, ждут во втором квартале.
Эстония тщательно изучила вопрос и готова перейти к стадии принятия решения, считает Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Строительство лоббирует компания Fermi Energia. Она предлагает АЭС малой мощности с двумя реакторами по 300 МВт, которая может быть готова уже в 20235 году. Плюсы от строительства - энергетическая независимость при климатической нейтральности, умеренные цены на электроэнергию.
Инвестировать в строительство, видимо, намерена сама Fermi. Финансирование будет в основном частным и лишь немного денег будет выделено государством, уточнила Ханнус.

Сколько уже потрачено

За два с половиной года на деятельность рабочей группы по атомной энергетике было потрачено более полумиллиона евро. 377 438 евро из государственного бюджета на саму группу и еще 209 590 евро на исследования из структурных фондов ЕС.

Наиболее важные вопросы - есть ли подходящее по геологическим и экологическим характеристикам место для строительства станции, а также последующего захоронения отходов и готово ли государство обеспечить ядерную безопасность и реагировать на чрезвычайные ситуации, рассказала Ханнус.
С местом для строительства, кажется, проблем нет. Рабочая группа выбрала четыре места, подходящих по всем параметрам. Сама Fermi Energia склонна сузить выбор до двух: Летипеа в волости Виру-Нигула и волость Люганузе.
Фото: презентация рабочей группы
Сложнее с радиоактивными отходами. Их судьба - это то, что больше всего волнует жителей Эстонии, показал опрос, проведенный по заказу рабочей группы.
С одной стороны, отходов будет относительно немного. Согласно исследованию, проведенному по заказу рабочей группы, один небольшой реактор будет производить около 12 тонн отработавшего ядерного топлива в год. То есть за весь срок службы реактора - это порядка 60 лет - будет произведено около 720 тонн отработанного топлива. По объему это сопоставимо с тремя стандартными контейнерами для грузоперевозок по морю или железной дороге.
С другой стороны - они практически вечные и сохранят радиоактивность на тысячи лет, если их не переработать, а захоронить. Захоронение отходов - это платная услуга, и цену за нее включат в тариф на электроэнергию, производимую на АЭС, предупредила Ханнус. Но вариант переработки рабочая группа также не исключила.
«С учетом технологических особенностей можно выделить минимум два аспекта, требующие особого внимания, – говорит «Деловым ведомостям» эксперт атомного проекта экологического объединения «Беллона» Дмитрий Горчаков. - Первый связан с тем, что к строительству предлагается не большая классическая АЭС большой мощности, а малая АЭС или так называемый Small Modular Reactor (SMR) мощностью 300 МВт. В мире существует довольно много проектов такого рода небольших реакторов, но реально работают всего пара образцов».

Поэтому существует большой риск задержки сроков строительства и перерасхода средств, вызванных новизной проекта.

Дмитрий Горчаков
эксперт атомного проекта экологического объединения «Беллона»
«Впрочем, компания уже определилась с типом реактора, это будет BWRX-300 от компании GE-Hitachi, и такой уже планируют построить в Канаде раньше, чем в Эстонии. Так что это будет не самый первый подобный проект в мире и, возможно, это позволит избежать части сложностей, присущих первопроходцам», - говорит Горчаков.
Это не должен быть абсолютно технологически новый реактор, с эксплуатацией которого еще слишком мало опыта, считает и рабочая группа. Но тут у Эстонии не слишком большой выбор - в соответствии с ограничениями электросети, а также с учетом того, что у Эстонии нет опыта эксплуатации атомных электростанций, условия выбора технологии предполагают то, что мощность одного реактора не должна превышать 350 МВт, пояснила Ханнус.
Второй аспект, на который советует обратить внимание Горчаков - это, опять же, отходы и особенно - отработанное ядерное топливо.
«В Эстонии придется создать полную цепочку инфраструктуры для обращения с этими материалами, включая подземный пункт захоронения отходов. Удастся ли в относительно небольшой стране найти подходящий геологический участок для этого и создать нужную инфраструктуру за приемлемую стоимость? У компании есть предварительные оценки, но их реалистичность еще предстоит оценить на практике», - предупреждает он.
«Ядерные отходы будут оставаться опасными тысячи лет, а платить за их хранение и безопасность придется будущим поколениям», - замечает эксперт по атомной энергетике, сопредседатель экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк. Он решительно против строительства.
«Атомная энергетика - это технология из прошлого, очень дорогая, а также создающая риски новых аварий, - говорит Сливяк. - Эта энергетика нужна диктаторам, пытающимся создать ядерное оружие, и корпорациям, у которых давно уже сложно с деньгами. Сегодня доля атомной энергии в мире опустилась ниже 10% и она снижается уже много лет подряд. Сегодня главный технологический прогресс происходит в сфере возобновляемой энергетики, это чемпион мира по новым инвестициям и объему вводимых в строй мощностей много лет подряд. Такие страны, как Эстония, - идеальны для возобновляемой энергетики. Она децентрализована, быстро строится, цена на нее снижается из года в год, а на атомную энергию только растет. Выбор очевиден».
Статьи по теме

Убытки Ford от производства электромобилей превысили миллиард
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Подразделение электромобилей Ford сообщило, что убытки в первом квартале увеличились до $1,3 млрд, или $132 000 на каждый из 10 000 проданных за квартал автомобилей. Это отразилось и на общей прибыльности компании.
Большой обзор рынка недвижимости: количество сделок падает, цены стабильны
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Общий уровень цен на квартиры остается стабильным, несмотря на снижение спроса, пишет аналитик компании по недвижимости Restate Юлия Линде.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.