Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Стандартное отклонение

    Circle K экспресс-заправкaФото: Circle K

    Создав в 2013 году общегосударственную сеть экспресс-заправок для электрокаров, Эстония в прямом смысле слова опередила время, поскольку тогда не существовало ни таких сетей, ни европейского стандарта для заправок такого рода. В этом году евростандарт появился, но он оказался таким, которой никак не стыкуется с установленными по всей Эстонии зарядными станциями для электромобилей.

    Приверженность ЕС идее постепенного перехода от транспортных средств, использующих ископаемые виды топлива, к работающим на электротяге, не нова и общеизвестна. Недавно Европейская комиссия выступила с конкретным планом: к 2030 году снизить выбросы CO2 от легковых автомобилей, а также от лёгкого коммерческого автотранспорта на 30%.
    Намечены и меры по достижению этой цели. Главной среди них, по мнению Еврокомиссии, должно стать ужесточение экологических норм и квот, с тем, чтобы оказать на автопроизводителей давление, принуждающее их увеличивать выпуск машин с гибридными и электрическими силовыми установками.  
    В ответ на это Ассоциация европейс­ких автопроизводителей (ACEA) заявила, что столь резкое сокращение в столь сжатые сроки теоретически возможно, но окажется слишком дорогостоящим. Кроме того, ACEA утверждает, что выполнение этой задачи зависит не только и не столько от автопроизводителей. В первую очередь должно быть выполнено одно условие: во всех европейских странах ударными темпами должны быть созданы современные сети зарядных станций для электромобилей и розеточных гибридов.
    В этом отношении Эстония выглядит, вроде бы, вполне благополучно. Как известно, сеть экспресс-заправок для элект­рокаров в Эстонии давно создана и даже успешно функционирует. Однако есть серьёзная нестыковка.
    Первая крупная партия прибывших в Эстонию электрокаров была от Mitsubishi, поэтому для создаваемой сети станций экспресс-зарядки электромобилей был выбран японский стандарт ChaDeMO. Однако, когда в 2017 году ЕС решил унифицировать зарядные станции, в качестве евростандарта был выбран совсем другой тип штеккеров, более современный Combo2. В результате эстонские станции заправки оказались оснащены разъёмами японского стандарта ChaDeMO, при этом они не имеют евростандартного штеккера Combo2. Как будет решаться эта проблема, никто не знает.
    На сегодня Эстония находится в двойственной ситуации. С одной стороны, сеть зарядных станций вроде как есть, с другой, сеть эта какая-то не такая. К примеру, если кто-то из Франции приедет сюда на своём электрокаре, то воспользоваться зарядными станциями и подзарядить у нас свой электромобиль он не сможет. Естественно, европейские автопроизводители задают вопрос: как Эстония намерена решать данную проблем?
    «Ответ на него должно дать правительство. Не так уж много воды утекло с тех пор, когда наше правительство без устали повторяло, что мы первая в мире страна, у которой сеть экспресс-заправок для электрокаров покрывает всю территорию. Мол, мы в этом деле самые инновативные и впереди планеты всей», - говорит руководитель Союза предприятий Эстонии, продающих и обслуживающих автомобили (AMTEL) Арно Силлат.
    Из лидеров – в замыкающие
    Кстати, по части электрификации автопарка Эстония также с лидерских когда-то позиций плавно переместилась в число замыкающих. По данным ACEA, в Эстонии доля электрокаров в общем объёме авторынка составляет всего лишь 0,2%, а потому мы, вместе с Болгарией и Грецией, зачислены в тройку самых отстающих по темпам перехода на элект­рокары стран ЕС.
    Более того, ACEA включила нас в пятёрку стран ЕС (Эстонии, Хорватия, Литва, Мальта и Польша), которые никак не поддерживают электрокары. Все остальные 22 страны ЕС в той или иной степени оказывают финансовую помощь в приобретении или использовании автомобилей на электротяге.
    «Опять возникает вопрос: а что думает по этому поводу правительство Эстонии? Есть у него хоть какое-то мнение относительно будущего электромобилей в нашей стране?  В свете требований Еврокомиссии, а тем более, в свете требований рынка, ему следовало бы сформировать и озвучить свою позицию, а не отмалчиваться», - считает глава AMTEL.
    По мнению AMTEL, правительству следовало бы вернуться к практике оказания денежной поддержки покупателям электрокаров, проводившейся в Эстонии в период 2011-2014 годов. В то время, благодаря финансовой помощи со стороны государства, частными и юридическими лицами было приобретено 660 электрокаров.
    Похоже, что правительство прислушалось к мнению организации, представляющей интересы автодилеров. Во всяком случае, Минэкономики совместно с Министерством окружающей среды уже приступили к разработке пакета мер, направленных на поддержку «чис­тых» автомобилей. 
    Руководитель отдела транспортного развития и инвестиций Министерства экономики Индрек Гайлан считает, что предоставление денежных пособий покупателям электромобилей будет способствовать переходу на автомобили с нулевым выхлопом.
    «Большинство стран ЕС в той или иной форме оказывают финансовую поддержку, направленную на развитие электромобилей. Благодаря этому автопроизводители активнее разрабатывают новые модели электрокаров, у которых больше автономный пробег и которые по цене оказываются доступнее для покупателей. Переход к электромобилям является всемирным трендом, Эстония не может его игнорировать», - отмечает Гайлан.
    Каждому дому  по зарядке
    В ряде западноевропейских стран из числа тех, где автомобилисты стали активно пересаживаться на электрокары, нехватка зарядных пунктов стала порождать серьёзные проблемы.
    Поскольку все уличные зарядные колонки постоянно заняты, найти свободную розетку стало непросто. Зачастую водителям приходится подолгу сидеть в машине, дожидаясь своей очереди. Поскольку электрокаров там становится всё больше, проблема быстро усугубляется.
    Поэтому в Брюсселе родилась такая идея: все вновь возводимые в ЕС здания в обязательном порядке должны быть оснащены зарядными пунктами для электрокаров или, как минимум, быть технически подготовленными для установки зарядного пункта.
    Степень такой подготовленности здания будет зависеть от его функционального назначения. От жилых зданий будет требоваться лишь наличие технической подготовленности к установке зарядного пункта. Когда необходимость в такой зарядке возникнет, то установить зарядку будет несложно.
    Требования к зданиям общественного назначения, таким как госучреждения, торговые предприятия и пр., намного строже. От них будет требоваться, чтобы на каждые десять мест для парковки автомобилей, был бы установлен пункт для зарядки одного электрокара.
    Такое требование планируется включить в евродирективу, направленную на повышение энергоэффективности зданий.
    Кай Реало: грядут ценовые игры
    Того, что ещё не поделено, осталось на рынке совсем мало, да и разумных для открытия АЗС мест уже не осталось – так глава Cirkle K в Эстонии Кай Реало прокомментировала частые в последнее время поглощения на топливном рынке.
    Кай Реало сказала в интервью радио Aripaev, что предприятия топливного рынка покупают друг друга не ради фирм как таковых, а ради их местоположения. Она также сказала, что всё чаще можно слышать об АЗС, которые закрываются по собственной воле или же по просьбе Департамента конкуренции в тех местах, где они не нужны.
    «Circle K расширила свою сеть, то же самое сделала Olerex, и теперь аналогичный шаг предприняла Alexela. С точки зрения конкуренции наступает интересное время. Возникают новые микрорынки, на которых можно так сказать играть друг с другом, т.е. грядут ценовые игры. Клиенты от этого только выиграют», - считает Реало.
    Сегодня цена на нефть, по словам Реало, находится на пике за все последние годы, и это влияет на топливные цены. «Налоги выросли. Меньше, чем евро, литр бензина стоил в последний раз в январе 2016 года», - отметила она.
    «По ценам на топливо мы уже на уровне Скандинавии. Это потому, что мы ведь продаём продукт того же происхождения, что продаётся и во всём мире», - подчеркнула Реало.
    То, что правительство отказалось от дальнейшего повышения акциза на дизельное топливо, было, по мнению Реало, верным шагом, потому что большинство транспортных предприятий просто перестали заправлять свои машины в Эстонии. ДВ
  • Самое читаемое
TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.