Финансовые эксперты: мы входим в кризис, неудачи больше не временны

    Инвестор и преподаватель Тынн Талпсепп признается, что прошлый год оказался для него как инвестора плохим.Фото: Liis Treimann

    По мнению финансовых экспертов, 2023 год обещает быть трудным, потому что привычные мелкие и временные неудачи вдруг стали уже совсем не временными. Но этот кризис отличается от предыдущих, поскольку у людей есть сбережения.

    Инвестор и лектор Тынн Талпсепп заявил в радиопередаче Äripäev «Kuum tool», что прошедший год стал для него как для инвестора плохим. Если говорить о секторах в целом, то, по словам управляющего портфелем LHV Кайуса Кийврамеэса, в прошлом году наиболее пострадали все сектора, чувствительные к процентным ставкам, но прежде всего сектор технологий.
    «Если деньги практически бесплатны, то больше всего как будто стоят самые убыточные компании, но если у денег действительно есть цена, то ценятся предприятия с сильным денежным потоком», – пояснил Кийврамеэс.
    По его словам, при подведении итогов прошедшего года важно, что мы пережили кризис в финансовой сфере, а не в реальной экономике. «Удар был нанесен скорее по состоятельным инвесторам, а не простым людям с улицы», – пояснил он.

    Обуздание инфляции с помощью процентов выгоды не принесет

    В качестве одного из уроков прошлого года Кийврамеэс отметил, что нельзя проспать сигналы, предсказывающие будущие сценарии. Он констатировал, что происходящее с инфляцией в последний момент стало холодным душем для инвесторов. В контексте предстоящего года больше нет никаких сомнений в том, что центробанки действительно выполняют свою работу по сдерживанию инфляции.
    По его словам, инфляция вызвана структурным недоинвестированием в старую экономику, прежде всего в сырьевой сектор и энергетику. «Инфляцию нельзя закатать в банку, пока не будут устранены структурные причины инфляции», – сказал Кийврамеэс.

    Центробанки сделают людей беднее

    По его словам, центральные банки могут снизить спрос, повысив процентные ставки, но при этом они также делают всех беднее. Если же регулировать предложение, наоборот, все как бы становятся богаче.
    Кийврамеэс считает, что контроль над инфляцией путем повышения процентных ставок приводит к экономической депрессии. Даже если удастся на какое-то время снизить инфляцию, в долгосрочной перспективе существует множество структурных факторов, которые, вероятно, будут удерживать инфляцию выше зоны комфорта центробанков. По его словам, в этом году самым агрессивным фактором влияния станет Китай. «Китай уже три года в спячке, и если теперь этот тигр проснется и там тоже возникнет спрос, то держитесь», – рассуждает Кийврамеэс.
    Таким образом, по его словам, инфляция может немного снизиться, но структурно она все равно останется неудобной. Исходя из этого, инвестору следует учитывать, что деньги нужно вкладывать в то, что вызывает инфляцию.
    Если центральные банки в какой-то момент осознают, что именно они вызвали рецессию, по словам Талпсеппа, их следующим шагом, скорее всего, будет агрессивное снижение процентных ставок. Т.е. существует риск, что это начнет напоминать американские горки. В то же время он не считает, что такой сценарий осуществится слишком быстро.

    Кризис, когда у людей есть сбережения

    Говоря о возможном экономическом кризисе, Кийврамеэс отметил, что это первый кризис, когда в частном секторе у эстонцев есть очень большие сбережения. Во время экономического кризиса 2008 года у людей не было сбережений, но была большая долговая нагрузка. Однако долговое бремя всегда приводит к срочным или вынужденным продажам.
    По словам Кийврамеэса, тогда ситуацию усугубляло то, что государство своей политикой жесткой экономии подкосило людей еще больше и забрало последние деньги из экономики. Однако в этом случае государство ведет себя прямо противоположным образом, поскольку занимается компенсацией инфляции. «Если энергия является причиной инфляции и вы ее компенсируете, инфляция самовоспроизводится», – заметил он.
    Кийврамеэс не считает, что в настоящее время в Эстонии имеет место экономический спад, но более правильным будет термин «кризис стоимости жизни» – больше всего пострадают от инфляции те, кто потребляет больше всего энергии.

    Рекомендации для инвесторов: облигации и сырье

    По словам Талпсеппа, в ситуации, когда процентная ставка, вероятно, останется высокой в течение длительного периода времени, необходимо вспомнить о старых добрых и забытых принципах инвестирования. Стоит присмотреться к облигациям, которые наверняка станут более привлекательными с их процентной ставкой.
    Сегодня, по мнению Кийврамеэса, мы находимся в условиях, когда денег не хватает, поскольку существует дефицит капитала. «Если раньше самая короткая спичка доставалась инвестирующему в облигации, то теперь карты разыграны с точностью до наоборот и козыри в его руках», – сказал он.
    Поскольку фондовые рынки переживают очень неспокойное время, облигации позволяют надолго зафиксировать прибыльность, что, по мнению Кийврамеэса, является очень хорошей возможностью.
    Если говорить о фазах экономического цикла, то, по словам Талпсеппа, сейчас мы находимся в определенной фазе спада, когда ранее скучные сектора, такие как здравоохранение и коммунальные услуги, стали привлекательными для инвесторов. При достижении нижней фазы цикла должен возобновиться рост технологического и финансового сектора.
    По словам Талпсеппа, сегодня крайне сложно давать рекомендации относительно инвестирования в конкретные сектора. Скорее, ключ к успеху заключается в том, чтобы найти отдельные акции, которые проявят себя лучше в этой сложной ситуации.
    По мнению Кийврамеэса, наивно ожидать, что победители предыдущего десятилетия останутся победителями и в новых условиях. «Окружающая среда стала намного более мутной, и не так-то просто что-то понять. С другой стороны, такое время больших перемен также дает много возможностей инвесторам», – сказал он.

    Плюсы и минусы индексных фондов с широкой базой

    Кийврамеэс отметил, что индексы с широкой базой являются хорошими инструментами для сбережений, потому что они очень рентабельны при откладывании небольших сумм. Однако с ними стоит быть осторожными, потому что это не разумный риск-менеджмент. По сути, всего год назад ситуация была такова, что основной поток шел в переоцененный технологический сектор, составлявший почти половину всего объема индекса, отметил Кийврамеэс.
    По словам Кийврамеэса, принцип управления капиталом LHV заключается в том, чтобы избегать потерь, т. е. защищать капитал в трудные времена и приумножать в хорошие. Если инвестировать вслепую, по словам Кийврамеэса, индексные фонды более рискованны, чем полагают, особенно в условиях инфляции. «Активов для защиты от инфляции просто нет», – сказал он.
    По словам Талпсеппа, все сводится к тому, на какой риск готов пойти человек. В 2021 году он был рад рискнуть с индексными фондами, поскольку оценивал эти риски ниже, чем покупку технологических компаний по отдельности. «В конце концов, все окупилось, потому что я хоть и несколько погорел, но предыдущие положительные результаты компенсировали это», – сказал он.
    Если сравнивать европейские и американские индексы, то здесь, по мнению Талпсеппа, действует принцип, что в трудные времена стоит смотреть на европейские индексы, где очень большая доля приходится на финансовый сектор, сырье, здравоохранение и другие консервативные отрасли. Если времена будут лучше, стоит снова обратить свой взор на индексы США с более высоким риском и высокой концентрацией технологий.

    Можно инвестировать в недвижимость без больших кредитов

    По словам Кийврамеэса, в секторе недвижимости за последние двадцать лет на празднике дешевых денег в выигрыше была коммерческая недвижимость. «Это сектор, который больше всего вышел из-под контроля с этими дешевыми кредитами», – сказал Кийврамеэс.
    Важно рассматривать жилую и коммерческую недвижимость по отдельности, где одна необходима для жизни, а другая нет. «В коммерческой недвижимости всегда были большие потрясения. Во-первых, электронная коммерция потрясла торговые центры, а во-вторых, коронавирус. Они страдают от каждой рецессии и никогда не восстанавливаются», – сказал Кийврамеэс.
    По словам Талпсеппа, инвестирование в сектор недвижимости в настоящее время не особенно привлекательно с точки зрения эстонского мелкого инвестора, потому что эстонский арендный инвестор может пострадать в ближайшем будущем.
    Однако, по словам Кийврамеэса, стоит инвестировать в жилую недвижимость, если это делается без больших кредитов. В пользу инвестирования говорит и тот факт, что на рынке жилой недвижимости совершается меньше психологических ошибок по сравнению с обычными рынками.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Роосааре не смог воспользоваться коррекцией: хотел купить Google, но не получилось
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Владимир Свет: я почему-то думаю, что банки из-за повышения налогов из Эстонии не уйдут
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
Новые-старые лица, кризисный менеджер и продолжение налогового фестиваля
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Юрген Лиги о повышении налогов: по паре процентов ко всему
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».