конца 2014 года, значит, так тому и быть, и сомнения всяких аналитиков и комментаторов неуместны.
Формальным основанием для заявлений такого рода можно, видимо, считать несколько ухудшившиеся данные американской экономической статистики, в частности, индекс национальной активности ФРБ Чикаго, количество подписанных, но неоплаченных договоров по продаже существующих домов и индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности ФРБ Далласа. Но главный сигнал, скорее всего, прозвучал для ФРС с Уолл-Стрит – американский рынок акций не хочет снижаться из-за ухода инвесторов от риска, даже если это просто техническая коррекция. Массы инвесторов должны продолжать покупать, акции и фондовые индексы должны расти. Да и Доллар может вырасти слишком сильно под воздействием ухода от риска на фондовых рынках и возможного падения Евро под воздействием количественного ослабления ЕЦБ.
Этот новый поворот в речах председателя ФРС вызвал волну продаж Доллара по всему спектру рынка. Против Евро Доллар установил трехнедельный минимум и прочно обосновался выше 1,33. Фунт начал новую попытку покорить 1,60. Против Доллара выросли все. И если посмотреть на графики любой валютной пары, связанной с Долларом, да и на графики американских фондовых индексов, приходит в голову мысль о вербальной интервенции, которую весьма успешно провел вчера Бернанке.
Если вспомнить, как развивались события в понедельник, то сначала вышли очень хорошие данные по индексам делового климата и условиям немецкого института Ifo по Германии, а на выходных немецкие лидеры заявили о том, что Германия может поддержать планы по увеличению фондов спасения ЕС. На этом фоне Евро предпринял попытку вырасти, однако она не удалась, Евро столкнулся с волной продаж и установил минимальные значения сессии. Не помогли ни сильные заявления, ни сильные факты, но одна фраза Бернанке перевернула на рынках все.
Это действительно имело эффект интервенции, развернулись все рынки, подорожало и обычное, и «черное» золото, которые до речи Бернанке устойчиво снижались. На торгах в Нью-Йорке нефть WTI с поставкой в мае подорожала с 106,2 до 107,24 долларов за баррель после того, как Бернанке сказал свою программную речь. На торгах в Лондоне североморская нефть Brent с поставкой в мае выросла на 54 цента до 125.67 долларов за баррель.
Но главные успехи были достигнуты на рынке акций и фондовых индексов. Особенно преуспел индекс S&P 500, который достиг нового текущего максимума с мая 2008 года. В этом году индекс уже прибавил в цене 12%. И март, скорее всего, закончится ростом, и, возможно, новыми максимумами. И это, наверно, только начало, ведь это было только первое выступление Бернанке на этой неделе.
Сегодня глава ФРС выступает с лекцией в Университете Джорджа Вашингтона. Вероятно, после вчерашнего, он должен будет закрепить эффект и подтвердить, что заявленная им от имени ФРС позиция о том, что нынешний высокий уровень безработицы можно побороть с помощью стимулирующей денежно-кредитной политики действительно будет введена в действие. Если это так, то Бернанке еще раз (или даже – не раз) покажет, что ФРС сделает все возможное, чтобы сохранить свою стимулирующую денежно-кредитную политику, даже не смотря на улучшение в экономических данных, в том числе и безработицы. Этим заявлением ФРС, а вернее, американские финансовые власти, сконцентрировали внимание инвесторов на своей основной цели – они хотят, чтобы основной вектор развития рынков был направлен на поддержку спроса на рисковые активы. Хватит зацикливаться на долговых проблемах Еврозоны, переключайтесь на рост и в США, и в крупнейшей экономике Европы – Германии, рынки залиты ликвидностью, надо переключаться на рисковые активы. Как-то так, наверно, выглядит призыв Бернанке.
Главное тут, как обычно, в деталях. Если целью Бернанке было только подтвердить, что ставки и политика ФРС сохранятся до конца 2014 года, как это было заявлено ранее – это одно, и это Бернанке, собственно, уже сделал вчера. Но если цели более «продвинутые», то теперь в его следующих речах рынок (по крайней мере – в среде аналитиков) будут искать подтверждения нового этапа QE и обнародования его параметров.