Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Договор купли-продажи акций

    В отношении договора купли-продажи применяются общие положения договора продажи обязательственно-правового закона. Это касается продажи различных вещей, не регулирующихся законом отдельно (автомобиль, мебель и т.д.). Однако в отношении акций закон не достаточен и не может обеспечить защиту реальных прав, вследствие этого при купле-продаже акций решающее значение имеет договорённость сторон.

    Как известно, ценность акции зависит прежде всего и от обстоятельств, связанных с экономической деятельностью, таких как имущество, продолжающаяся деятельность и т.д.,  а не только от номинальной стоимости акции или её обременений. Во избежание споров в отношении качеств, которыми должна обладать акция, и  на каких основаниях оговаривается её стоимость, сторонам необходимо зафиксировать на бумаге всё важное. Например, если стоимость акции для покупателя выражается в договорах предприятия или разрешениях и регистрациях и т.д., то при отсутствии договора продажи покупателю будет сложнее предоставить продавцу позже какие-либо требования, если будут аннулированы разрешения предприятия, расторгнуты договора и т.д. Таким образом, акции могут оказаться без стоимости, в то время как у самой акции как объекта продажи прямых недостатков нет.
    Из-за недостаточности регулирования закона договоры продажи акций в практике очень объёмные. Так как договор должен охватывать практически все аспекты, которые представляют интерес для покупателя. В дополнение к закону при покупке акций необходимо соблюдать и положения коммерческого кодекса. Прежде всего необходимо следить, есть ли в уставе предприятия право преимущественной покупки (ППП) у других акционеров.  В случае если соответствующая запись сделана в Центральном регистре ценных бумаг (ЦРЦБ), тогда все сделки, ущемляющие преимущественное право покупки, ничтожны. Если ППП есть в уставе, но не занесено в ЦРЦБ, то речь идёт об обычном сделочном праве на преимущественную покупку, осуществление которого со стороны управомоченного лица не изменяет сделку продавца и покупателя. Если продавец акций не учёл ППП, может сложиться юридически абсурдная ситуация, когда продавец связан с двумя действующими договорами продажи, обязуясь при этом передать право собственности и первоначальному покупателю, и акционеру, который использовал ППП. Это, в свою очередь, может привести к длительным и дорогостоящим спорам.
    Заверения и гарантии
    Самой важной частью договора продажи акций является раздел заверений и гарантий («Заверения»), так как именно здесь определяется содержание объекта продажи.  При продаже акций речь идёт по крайней мере о двухуровневом объекте, и описывать необходимо как акции (количество, обременения и т.д.), так и само акционерное общество (деятельность, имущество и т.д.). Продавец описывает объект и даёт обещания в отношении его качеств в определённый момент времени. Поэтому для покупателя  самое важное, чтобы заверения продавца охватывали все важные для этого предприятия аспекты.
    Запрашивая определённую информацию у покупателя, имеешь возможность собрать важные сведения, вовремя отказаться от договора, если продавец не даёт заверения, что даёт дополнительную информацию, а также возможность вовремя отказаться от договора и создать дополнительную защиту от неожиданных неприятностей. 
    Как мы и описывали ранее в наших статьях, при сделках приобретения в процессе due diligence, проводимого покупателем, происходит ознакомление с обстоятельствами, связанными с предприятием, и поэтому, так как под рассмотрение попадает вся предыдущая деятельность предприятия, основательный due diligen­ce имеет при покупке акций критическое значение.
    Ответственность продавца
    На основании ст. 218 пунк­та 4 Обязательственно-правового закона, продавец не отвечает за несоответствие объекта условиям договора, если покупатель во время заключения договора знал или должен был знать о несоответствии. Поэтому именно в интересах покупателя избежать данного положения или хотя бы поточнее его квалифицировать, тогда как у продавца интерес, наоборот, показать эту осведомлённость покупателя как можно объёмнее, например, прописывая в договоре, что покупатель произвёл полностью весь due diligence, который хотел. В действительности же можно различать два противоположных регулирования в отношении связи due diligen­ce и заверений продавца:
    l продавец ответственен вне зависимости от due diligence за заверения в полном объёме;
    l все обстоятельства, о которых покупатель узнал в процессе due diligence или должен был узнать, избавляют продавца от ответственности;
    l все промежуточные варианты дают сторонам почву для переговоров.
    Для доказательства осведомлённости покупателя для продавца важно составить точный список документов для базы данных, предоставляемых для ознакомления в т.н. data­room. Так можно позднее предоставить утверждение, что покупатель был осведомлён об одном или другом обстоятельстве.
    Альтернативой диспутированию по поводу сути каждого заверения является, например, установление предела ответственности, так уместным бывает установить минимальный предел т.н. floor. Это означает, что возможным является предоставление только тех требований, размер которых превышает определённый предел.
    Другая возможность - это установить максимальный предел ответственности, т.н. cap. Это больной вопрос для каждого покупателя, поэтому чаще всего договариваются о минимальном пределе. Именно: всю ответственность, превышающую определённый предел, несёт покупатель. Обычно продавец, зная предмет лучше и желая ограничить ответственность, сам и вызывает сомнения у сторон, когда показывает свои страхи. 
    С точки зрения продавца, каждый бизнес означает принятие определённых рисков, и тогда почему продавец должен один отвечать за все риски прошлого, да ещё и сверх продажной стоимости? Кроме того, акционер - продавец, который сам не связан непосредственно с руководством, не всегда обладает глубокими знаниями  о предприятии. Порой покупатель, производя аудит, оказывается осведомлённым лучше, чем сам продавец.  
    В Эстонии обычно максимальным пределом ответственности является продажная стоимость, хотя и возможны другие варианты, например 10% от цены сделки и т.д. 
    Ответственность продавца ограничивают во времени. В последние годы период ответственности продавца сократился и составляет сегодня от 12 до 18 ­месяцев. Исключением является ответственность за налоговые заверения и заверения, касающиеся окружающей среды, их обычно составляют таким образом, что их действие ограничено периодом ответственности самого предприятия по части оснований, возникших до вступления в силу продажи акций.
    В следующих статьях мы расскажем об оплате цены, вступлении сделки в силу, конфиденциальности и вопросах ограничения конкуренции.
    Продолжение следует
     
    Aдвокатское бюро TARK GRUNTE SUTKIENE
    Лада Рийснаприсяжный адвокат
    Марит Савиприсяжный адвокат
    Autor: Лада Рийсна присяжный адвокат Tark Grunte Sutkiene
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.