• OMX Baltic0,08%319,07
  • OMX Riga0,28%980,42
  • OMX Tallinn0,19%2 232,88
  • OMX Vilnius−0,31%1 504,85
  • S&P 5000,59%7 811,54
  • DOW 300,83%51 654,95
  • Nasdaq 0,64%27 366,17
  • FTSE 1001,06%10 552,05
  • Nikkei 225−0,02%69 030,92
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,89
  • GBP/EUR0,00%1,18
  • EUR/RUB0,00%95,44
  • OMX Baltic0,08%319,07
  • OMX Riga0,28%980,42
  • OMX Tallinn0,19%2 232,88
  • OMX Vilnius−0,31%1 504,85
  • S&P 5000,59%7 811,54
  • DOW 300,83%51 654,95
  • Nasdaq 0,64%27 366,17
  • FTSE 1001,06%10 552,05
  • Nikkei 225−0,02%69 030,92
  • CMC Crypto 2000,00%0,00
  • USD/EUR0,00%0,89
  • GBP/EUR0,00%1,18
  • EUR/RUB0,00%95,44
Рассмотрение одной распространённой налоговой проблемы начнём с реального примера сложной ситуации по применению закона о налоге с оборота. Случилось так, что эстонская фирма переплела по заказу финской типографии тираж книги, напечатанной в Финляндии. При этом технической операции «одевания» книги в переплёт предшествовала творческая работа эстонского художника по созданию макета обложки.
Цена слова в декларации
  • Foto: aripaev.ee reklaamtekst
Перед тем, как отразить эту хозяйственную операцию в налоговом учёте, эстонская фирма впала в сомнение: как назвать проделанную работу? Была ли это услуга? Или имела место продажа товара (в виде обложки)? Руководство фирмы даже в налоговую службу обращалось за консультацией. Оттуда ответили, что в рассматривае­мом конкретном случае название сделки несущест­венно, поскольку налогообложение одинаково: и товар, и услуга будут внутрисоюзным оборотом, облагаемым нулевой ставкой у эстонс­кой фирмы, а у финского заказчика окажется т.н. обратное налогообложение. И, тем не менее, история закончилась неприятнос­тями для обоих участников сделки. Проблема возникла по той причине, что эстонская фирма задекларировала в Эстонии услугу переплёта, в то время как финская фирма у себя задекларировала обратное налогообложение полученного из Эстонии товара - в виде переплетённой книги. А по всем канонам европейского законодательства об учёте налога с оборота у обоих участников сделки, расположенных в разных странах, объект налогообложения должен классифицироваться одинаково: или поставкой товара, или оказанием услуги.
Налоговая практика показывает, что налоговый учёт оказывается намного проще, если есть хоть какая-то возможность трактовать сделку как товарную операцию. Если же речь идёт об услуге, то налогоплательщик немедленно попадает на минное поле исключений из общего правила. В 10-й статье Закона о налоге с оборота 12 норм, регулирующих случаи, когда для эстонской фирмы, оказывающей услуги, местом оборота является Эстония, и 18 норм, когда местом оборота Эстонию нельзя рассматривать. И те, и другие нормы общего характера, а в конкретных ситуациях точную классификацию дать нелегко, даже зная эти 30 нормативов. Потому Налогово-таможенный департамент разработал специальную методичку, которая называется «Определение места возникновения оборота услуги, ставка налога с оборота и декларирование».В переводе на русский в методичке 16 страниц формата A4 плотного текста. Оттуда видно, что точное атрибутирование возможно на основе 6 признаков, среди которых и мес­то нахождения налогообязанного - получателя услуги, и характер потребления этой услуги, и связь услуги с предпринимательством.Методическое пособие и надо принимать за основу при определении в налоговом учёте характера оказываемой конкретной услуги. Тут случай, когда руководствоваться только текстом закона недостаточно. И примеры-аналоги не помогают, поскольку в каждом случае могут оказать действие вроде бы незначительные, но - судя по методичке НТД - существенные факторы.
Как в ещё одном примере, когда швейцарская фирма обратилась в Минфин Эстонии с просьбой о возврате уплаченного налога с оборота эстонской фирме за обслуживание расположенной в Эстонии множительной техники. Но денег ей не вернули, а объяснили, что 20%-ный налог с оборота ей предъявили зря, поскольку услуга должна была облагаться по ставке 0%. А эстонская фирма ошиб­лась. Эстонский поставщик стандартных офисных услуг не сообразил, что счёт за услугу, выставленный иностранной фирме не из ЕС, не подпадает под имеющиеся исключения из общего правила и облагается по ставке 0%, хоть сама «услуга» от начала и до конца прошла в Таллинне.

Последние новости

Новости
  • 09.10.26, 19:04
Грибы сюда: житель Эстонии создал приложение для грибников
Инвестор Тоомас
  • 09.10.26, 18:23
Новые рекорды фондового рынка не вызывают желания открывать шампанское
Mнения
  • 09.10.26, 18:10
Делов-то: откуда готовилось чумное нападение, сусликов много, а детей в профтехе Ида-Вирумаа мало
Новости
  • 09.10.26, 17:48
Äripäev спросил партии о налоговых планах. Больше всего дискуссий вызвал НСО
Новости
  • 09.10.26, 16:48
Квартирные товарищества просят пересмотреть условия поддержки реновации. «На таких условиях банк не даст нам кредит»
Биржа
  • 09.10.26, 15:46
Смена банка компанией Lightyear обернулась для инвесторов неожиданно большими расходами. «Праздник закончился»
Новости
  • 09.10.26, 14:51
Бизнес-модель EuroPark за пределами крупных городов не работает. «Люди просто считают парковку дорогой»
Новости
  • 09.10.26, 14:32
Нобелевскую премию мира получила защитница международного права

Сейчас в фокусе

Подписаться на рассылку

Подпишитесь на рассылку и получите важнейшие новости дня прямо в почтовый ящик!

На главную