Анто Раукас, академик
Нынешнее положение в области исследований недр собственной страны ненормальное, потому что никаких серьёзных изысканий на протяжении последних двадцати лет не велось. А Эстония обладает полезными ископаемыми, и это не только фосфориты. Например, в диктионемовых сланцах, которых у нас, по приблизительной оценке, 60 млрд. тонн, высоко содержание урана, ванадия и молибдена, а с использованием современных технологий их добыча становится рентабельной. Недавно на заседании геологического общества было решено создать программу исследований и попросить на реализацию этой программы деньги у государства, потому что если этим займёмся не мы, то рано или поздно придут иностранцы, чтобы поинтересоваться, что у нас лежит под землёй и как это можно с пользой для себя извлечь. Безусловно, исследования возможностей добычи фосфоритов нужны. Но я сомневаюсь, что добыча фосфоритов и производство минеральных удобрений сейчас осуществимы, дело в том, что и народ против, и денег нет.
Юхан Партс, министр экономики и коммуникаций
Да, частные компании интересовались возможностью добывать фосфориты. Но я не вижу необходимости в том, чтобы дать им добро. Может быть, в далёком будущем наши дети или даже, скорее, наши внуки возьмутся за обсуждение этого вопроса, а сейчас вопрос добычи фосфоритов не только не актуален, но и смысла его обсуждать нет никакого.
Николай Куташов, бывший гендиректор химкомбината, производящего удобрения, Nitrofert
При нынешних ценах на удобрения можно сказать, что Эстония богата так же, как нефтедобывающие страны. И цены на минеральные удобрения, по прогнозам экспертов, в ближайшие двадцать лет будут только расти. Поэтому пока другие за нас не решили вопрос возможности добычи фосфоритов и производства минеральных удобрений, обсуждать его надо, и обсуждать надо серьёзно, привлекая учёных и экспертов. Все сопутствующие вопросы: технологии, экология, кадровые, финансовые - решаемы. Нужна лишь политическая воля.
Алвар Соэсоо, директор Института геологии
Для начала необходи мо провести комплексное исследование, которого не делали со времён Советского Союза, и выяснить, что у нас есть, где и в каком количестве залегает, чтобы потом оценить, как эти полезные ископаемые, в том числе и фосфориты, можно использовать.