Ничто в экономике не указывает на грядущий скачок спроса на рынке недвижимости, но строители запускают и анонсируют новые проекты, в том числе масштабные. Зачем? Это заговор, считает журналист ДВ Алексей Шишкин.

- Журналист ДВ Алексей Шишкин.
- Foto: Лийс Трейман
Экономика Эстонии подает ряд оптимистичных сигналов. Например, в последние месяцы наблюдается небольшой рост спроса на топливо, что обычно сопутствует экономическому оживлению; совсем немного, но выросло промышленное производство и потребительский спрос. Но речь скорее о косметических изменениях, позволяющих не исключать, что за длительным спадом нас все-таки ожидает период подъема. К более надежным сигналам можно отнести оживление на Таллиннской бирже, поставившей в последние полгода рекорд роста –
с результатом 19,4%. Этот показатель тем более важен, что локомотивами роста стали девелоперские фирмы – акции Pro Kapital выросли на 70%, Hepsor – на 53%.
Тем не менее, у нас нет повода ожидать бума спроса на рынке недвижимости. Ключевые факторы, которые сдерживают покупательскую активность, никуда не делись. Инвестиционные фонды Северных стран, бывшие двигателями спроса в золотые времена таллиннского девелопмента 2010-х, теперь опасаются вкладывать в нас деньги. Причина - непредсказуемость восточного соседа, с которой Эстония никак не справится самостоятельно. Кроме того, численность населения в 2024 году
снизилась, а эмиграция из Эстонии побила очередной рекорд.
Увы, повода думать, что вскоре в Таллинне появится радикально больше новых платежеспособных потребителей жилья, я пока не вижу. Основным ресурсом для рынка недвижимости остаются региональные покупатели, переезжающие в Таллинн, инвесторы, а также семьи, меняющие жилье в соответствии с меняющимися личными обстоятельствами. Налоговая политика также повышает себестоимость строительства за счет длинных контрактных цепочек, где каждый участник платит налог с оборота.
Статья продолжается после рекламы
Тем удивительнее выглядит для посвященного летний столичный пейзаж с обилием строек и на периферии, и в центре. Лично для меня сигналом стартового пистолета стал запуск в марте 2024 года
проекта компании Liven на Пирита теэ – одного из самых дорогих новых кварталов в Таллинне. Но и кроме него можно найти проекты самого разного рода. От
точечных реноваций в сложившейся застройке до амбициозных кварталов с небоскребами вокруг Тартуского шоссе.
Заключаются сделки с недвижимостью, которая долго ждала покупателя. Стоит вспомнить и многострадальный отель
«Три сестры», простаивавший с эпидемии коронавируса, и участок, который Центр оборонных инвестиций
долго не мог продать на Нарвском шоссе, и даже такую экзотику, как таинственный
«остров миллионеров» на реке Пирита. Все они в последние год-полтора обрели хозяев. И это только те примеры, за которыми я персонально слежу.
Итак, налицо две тенденции. Первая – рост экономики наметился, но остается крайне неуверенным, а негативные факторы, сдерживающие рост спроса, остаются в силе, а кое-где и обостряются. Вторая – строительная активность в 2024-2025 году выглядит вполне убедительной, как на этапе реализации, так и на этапе бумажного девелопмента, сделок с объектами и участками. Справедливым будет задать вопрос – кому же строители рассчитывают продать свои старые размороженные и новые только запущенные проекты? Может они знают о рынке что-то, чего не знаем мы?
Мой ответ – нет. Просто кризис в Эстонии затянулся настолько, что в какой-то момент придерживать проект стало дороже, чем выходить на площадку, несмотря на риски не продать квартиры и офисы быстро. Думаю, что кто-то из девелоперов «моргнул» первым – а дальше компании бросились вслед за пионером, чтобы ненароком не вылететь из застопорившейся в 2022-2023 году гонки. Я не сомневаюсь, что есть в этих процессах и элемент заговора – в смысле «заговаривания рынка». Вид растущих зданий и техники на площадках, гонорары в карманах рабочих и подрядчиков укрепляют потребительскую уверенность, наращивают обороты в экономике и в целом способствуют укреплению восходящих экономических трендов.
Да, это рискованная тактика. И да, кто-то из застройщиков с ней наверняка улетит в кювет, не дождавшись лучших времен. И все-таки, the show must go on! Даже иллюзия движения сейчас лучше, чем очевидная могильная мертвенность стагнации.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
«Я по-прежнему рассчитываю на 100-процентную доходность на вложенный капитал», – сказала инвестор в недвижимость Юлия Кангро о перепродаже (флиппинге) квартир. Однако начинать, по ее словам, стоит с друзьями, объединив средства и навыки.
Интерес к покупке недвижимости за рубежом, похоже, только растет, рассказал риелтор и модератор дискуссионной панели на Инвестиционном фестивале Алгис Либлик.
В долгосрочной перспективе ключевыми темами для экономики Европы остаются оборона, торговые условия, конкурентоспособность, промышленная политика, энергоснабжение и цифровой переход, перечислил президент Банка Эстонии Мадис Мюллер на Инвестиционном фестивале.
По словам исполнительного директора девелоперской компании Liven Андеро Лаура, на рынок недвижимости Эстонии сейчас влияют три основных внешних, но предсказуемых показателя.
Конкурентоспособность предприятий все больше зависит от надежности их ИТ-систем, поэтому решения хостинга критически важных для бизнеса систем должны быть безопасными, гибкими и по разумной цене.