Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    В Гори бушуют мародеры

    В Южной Осетии и в грузинском Гори хозяйничают мародеры.

    Комиссия ООН по делам беженцев на основании данных, предоставленных властями России и Грузии после окончания пятидневной войны за Южную Осетию, пришла к выводу, что из зоны конфликта бежали в общей сложности около 118 тысяч человек. Дома, в спешке покинутые жителями, стали добычей мародеров.
    После окончания активных боевых действий борьба с мародерством стала одной из первоочередных задач военных и местных властей. Правительство Южной Осетии создало соответствующий комитет сразу после того, как российская армия вернула ему контроль над республикой. Уже на следующий день было объявлено, что два мародера расстреляны в Джаве. Впрочем, их имена так и не сообщили, так что у журналистов возникли подозрения, что власти пытаются таким образом припугнуть грабителей.
    Первой целью мародеров стали, само собой, оставленные жителями грузинские села в Южной Осетии. Это прямо признал в интервью "Коммерсанту" президент непризнанной республики Эдуард Кокойты. "Это последствия любой войны, любой агрессии. Мы все эти факты жестко пресекаем", - заявил он. При этом Кокойты заявил, что грузинских беженцев обратно в Осетию не пустят, то есть, помимо всего прочего, фактически лишил их надежды на возвращение оставленного имущества. Правда, впоследствии Министерство иностранных дел России напомнило Кокойты о международном праве, согласно которому грузинам, которые пожелают вернуться в места привычного проживания, нельзя препятствовать.
    Как пишет журнал "Власть", осетины готовы взять на вооружение тактику абхазов: попросту выжечь дома, где жили грузины, чтобы им некуда было возвращаться. Тех грузин, которые не смогли сбежать, вынуждены брать под охрану российские военные и местные правоохранительные органы. В противном случае им грозят расправы, и на статус некомбатантов линчеватели оглядываться не станут.
    И южноосетинские власти, и правозащитники признают: большая часть грузин, живших в Южной Осетии, покинули свои дома еще до начала наступления грузинских войск в ночь на 8 августа. Южноосетинские ополченцы, как сообщает Human Rights Watch, растаскивают их мебель. Впрочем, грузинские в то непродолжительное время, когда они контролировали почти всю территорию Южной Осетии, вели себя ничуть не лучше: как рассказали ИА REGNUM осетинские беженцы, в селах Дмениси, Хетагурово и других грузинские военные "угоняли машины, из домов выносили технику и даже мебель, угоняли скот, с женщин сдирали золотые цепочки с крестами". Те и другие сжигали все, что не могли унести.
    В разбомбленном Цхинвали уже после того, как оттуда были выбиты грузины, мародерам тоже было где развернуться. Борьба с ними стала одной из причин объявления в южноосетинской столице комендантского часа с семи вечера до шести утра.
    Из оставленных домов тащили прежде всего бытовую технику. Но выбраться с добычей из Южной Осетии непросто: в Джаве, на полпути между Цхинвали и Рокским туннелем, ведущим в Россию, стоят посты, на которых проезжающих обыскивают. Надо полагать, что надежность этого "фильтра" определяется исключительно принципиальностью обыскивающих - российских военнослужащих и южноосетинских ополченцев.
    Согласно той же "Власти", больше других усердствуют в мародерстве добровольцы, приехавшие из России, прежде всего - из Северной Осетии. Далеко не всегда их решаются останавливать даже российские военные. Туда, где шли наиболее интенсивные бои, добровольцев старались не пускать, но на отвоеванных территориях они развернулись в полную силу.
    Грузинские села между Цхинвали и Гори (это около 30 километров) тоже сплошь разграблены. Корреспондент Газеты.Ru приводит красноречивую зарисовку: "Мы едем в Гори из Цхинвали на трех БТР мимо грузинских сел, где никого нет, кроме мародеров и голодной живности. Мародеров ненавидят и стреляют. У дороги уже несколько дней лежит труп мужчины в футболке, рядом выпотрошенный рюкзак и куча тряпок".
    Сам Гори, по свидетельству комиссии ООН, полностью разграблен. Его покинули почти все жители. Пока шла война, было вообще непонятно, кто контролирует город: грузинская сторона утверждала, что российские военные, российская сторона - что никто его не контролирует. Местная администрация сбежала, стоило российским войскам приблизиться к городу. 13 августа секретарь Совета национальной безопасности Грузии заявил, что в Гори "запустили казаков, которые грабят дома и магазины". Казаки действительно были в первых рядах, когда добровольцы из России собирались в Южную Осетию, однако никакие другие источники не подтверждают, что они заходили в Гори. Как рассказали местные жители Газете.Ru, в городе побывали, в частности, бойцы чеченского батальона "Восток" Сулима Ямадаева. В Цхинвали они возвращались на "трофейных" внедорожниках Land Rover.
    Лишь 14 августа в Гори вернулась местная администрация, и ей стали возвращать контроль над городом. Впрочем, российские военные по-прежнему контролировали основные магистрали вокруг города, охраняли брошенные военные склады (некоторые из них сжигали, чтобы оружие и боеприпасы не растащили). Российский военный по имени Валера рассказал корреспонденту "Коммерсанта", что на грузинской базе в Гори "два банкомата раздолбали и 22 тысячи лари (около 16 тысяч долларов) крестьянам раздали".
    Части российской 58-й армии под командованием генерала Вячеслава Борисова (именно он руководил операцией против Грузии после того, как 9 августа был ранен командующий 58-й армией генерал Анатолий Хрулев) продолжали "наводить порядок" в Гори и после того, как было объявлено о завершении "операции по принуждению к миру". Как пишет "Коммерсант", вечером 14 августа солдатам пришлось отбивать у "непонятных людей в потрепанном камуфляже" джипы, принадлежащие журналистам.
    Но и российской армии не удается поддержать имидж "силы порядка" в раздираемом хаосом регионе. По сообщениям грузинских СМИ, солдаты тоже не гнушаются мародерств. Многие журналисты (не только грузинские) видели российских военнослужащих в форме натовского образца, явно "позаимствованной" с грузинских армейских складов. Хотя о боеспособности грузинской армии, а также о качестве ее вооружения, соответствующего натовским стандартам, российские военные отзываются в основном презрительно, их форма, по общему признанию, удобнее и легче. А в Грузии вот уже который день не спадает 30-градусная жара.
    В Южной Осетии обвинения в мародерстве уже стали средством политической борьбы, что, с поправкой на местный колорит и на обстоятельства военного времени, фактически означает банальные разборки. Неэффективная борьба с мародерством стала одной из причин отставки южноосетинского правительства. С другой стороны, поведение самого Кокойты во время войны (он в первый же день сбежал из Цхинвали в относительно безопасную Джаву) подорвало его авторитет в республике. Поддерживать его пока удается репрессиями.
    "Большие" участники конфликта тоже разыгрывают "мародерскую" карту в политическом противостоянии. 17 августа Министерство обороны России заявило, что Грузия готовит провокацию: людей славянской внешности оденут в российскую военную форму, запустят в Гори, и они станут там бесчинствовать, мародерствовать и издеваться над местными жителями. Министерство иностранных Грузии, само собой, гневно опровергло эти утверждения, заявив, что провокации выгодны скорее России, которая с их помощью сможет оправдать дальнейшее присутствие своих войск в Гори.
    Корреспонденты, находящиеся на месте событий, единодушно признают: мародеры ведут себя нагло, фактически именно они стали хозяевами в большей части зоны конфликта. Более или менее умеряет их пыл только наличие в зоне прямой видимости российского военного начальства. Журналистов, которые пытаются заснять сцены грабежа, прогоняют под угрозой расправы. Скоро ли все дограбят - неясно. А пока этого не случится, рассчитывать на хоть какую-нибудь стабилизацию в регионе не приходится.
    Мародерство - это военное преступление международного характера: похищение на поле сражения вещей, находящихся при убитых и раненых, а также ограбление жителей неприятельской территории. Гаагская конвенция 1907 года и Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года запрещают мародерство, за исключением тех случаев, когда оно "совершенно необходимо". Уголовный кодекс Грузии (статья 413) предусматривает до двадцати лет лишения свободы за мародерство. В Уголовном кодексе России статьи "мародерство" нет. Но зачастую во время войны мародеров судят "по законам военного времени", то есть расстреливают на месте преступления без суда и следствия. Захват неприятельского оружия, снаряжения и военных документов не подпадает под определение мародерства - это все считается трофеями.
    Autor: lenta.ru Валерий Панфилов
  • Самое читаемое
Роосааре не смог воспользоваться коррекцией: хотел купить Google, но не получилось
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Инвестор Яак Роосааре признался Äripäev, что хотел воспользоваться вчерашней коррекцией для того, чтобы купить акции материнской компании Google, Alphabet, по низкой цене, но по техническим причинам не смог этого сделать.
Владимир Свет: я почему-то думаю, что банки из-за повышения налогов из Эстонии не уйдут
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
«Это правительство не только про новые налоги и урезание расходов госсектора, но еще и про способствование инвестициям, улучшение экономического климата, и я искренне надеюсь, что эти меры, которые, как мне показалось, осторожно, но все-таки с некоторым оптимизмом часть предпринимательской сферы восприняла, дадут свой эффект», – заявил новый министр инфраструктуры Владимир Свет в подкасте ДВ «Делов-то!».
Новые-старые лица, кризисный менеджер и продолжение налогового фестиваля
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Выбор для сферы финансов такого жесткого «кризисного менеджера», как Юрген Лиги, нельзя считать худшим, считает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
Юрген Лиги о повышении налогов: по паре процентов ко всему
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».
Юрген Лиги, который скоро займет пост министра финансов, прокомментировал свое видение экономической ситуации: «С учетом состояния экономики мои предпочтения были бы другими, но нужно реализовать то, что возможно, но увы, возможно именно это. Уже много лет я предупреждал, что так и будет».