• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Временные трудности с зарплатой

    Началось. То в одной, то в другой фирме не хватает средств для выплаты зарплаты. Где задерживают зарплату полностью, где - частично. К сожалению, неплатежи распространяются по нашей экономике, как лесной пожар. А если нет платежей за отгруженные товары или оказанные услуги, откуда возьмутся деньги на оплату труда?

    В создавшихся условиях на некоторых предприя shy;тиях вспоминают о давно неиспользовавшихся у нас “натуроплатах”, когда часть заработка отдавали произведёнными товарами или имуществом фирмы. Особенно заманчив такой вариант для ликвидирующихся структур, которым значительно легче раздать (пусть даже явно задёшево) инструменты и другое имущество уходящим работникам, вместо того чтобы превращать это имущество в деньги для выплат тем же работникам выходного пособия. Естественно, такие операции проводят по соглашению с каждым работником, получив которое, полагают инцидент исчерпанным.
    Но, к сожалению, в нынешнем правовом пространстве даже при “непротивлении сторон” такая сделка невозможна.
    Несколько лет назад из закона о заработной плате была выброшена вторая часть шестой статьи, где устанавливались варианты “натуроплаты”. И теперь действует только одна норма: “заработная плата начисляется и выплачивается работникам в денежной форме”. Аминь!
    Натурой платить можно, но это уже спецльгота
    Но поскольку это не единственный случай, когда, как в старом школьном анекдоте, слова нет, а ... факт есть, налоговое законодательство не так категорично, как трудовое. Закон о подоходном налоге всё-таки допускает натуральную плату работнику, но относит её - в смысле налогообложения - к специальным льготам (первое предложение четвёртой части сорок восьмой статьи закона). То есть договариваться с работником надо не только о замене денежной выплаты зарплаты неденежной, а о согласованном сторонами снижении выплаты заработной платы (или компенсации) и об установлении специальной льготы. Желательно указать в таком соглашении не только денежный эквивалент, но и натуральные измерители получаемого от работодателя в форме специальной льготы блага.
    При этом в качестве базы налогообложения может выступать совершенно иная цена, чем при взаимоотношении сторон. Скажем, при расчётах готовой продукцией предприятия в качестве спецльготы будет приниматься стоимость единицы такой продукции в случае продажи её независимым потребителям. (В соответствии с нормой из постановления министра финансов об установлении цены спец shy;льготы.) А между собой стороны могут согласовать совершенно иной денежный эквивалент, отличающийся как в одну, так и в другую сторону.
    Ещё более разительно может отличаться величина стоимости в отношениях между сторонами и величина стоимости для специальной льготы в случае расчёта оборудованием и т.п. имуществом. Скажем, договорились стороны, что уходящий работник забирает легковой автомобиль вместо зарплаты, оставшихся отпускных и компенсации. Для расчёта спецльготы принимается рыночная цена этого автомобиля. А стороны согласились “перекрыть автомобилем” выплаты, значительно превосходящие эту условно рыночную цену, либо, наоборот, они закрывают значительно меньшую величину. То же касается иного имущества: электрифицированного инструмента, инвентаря, мебели и т.п.
    Как договориться - надежда только на разум
    Как получить согласие работников на такую операцию? Здесь не может быть одного рецепта для всех. Но разумные люди наверняка поймут, что оказаться стороной в банкротном производстве менее выгодно, чем получить реальное имущество, имеющее либо потребительскую, либо рыночную ценность для его обладателя. Когда дела идут плохо, то часто оказывается так, что обеим сторонам
    “не до жиру”.
    Грустная это тема. Однако, к огромному сожалению, она становится всё чаще и чаще востребованной. На фоне несокрушимого правительственного оптимизма хозяйственная жизнь замирает то в одном, то в другом уголке. По всему миру власти ищут способы поддержать даже еле теплящиеся фитильки предпринимательской активности.
    У нас властям, похоже, главное - свести бюджет. А потом - не только бизнес, но хоть и трава не расти.
  • Самое читаемое
Пять важнейших событий этой недели
На этой неделе инвесторы ждут первого торгового дня для облигаций LHV, ожидаются новости о привлечении средств компанией альтернативной биржи First North и несколько макропоказателей из США.
На этой неделе инвесторы ждут первого торгового дня для облигаций LHV, ожидаются новости о привлечении средств компанией альтернативной биржи First North и несколько макропоказателей из США.
Бухгалтер: примерно треть моих партнеров прекратят существование
Примерно половина фирм, с которыми я сотрудничаю, закончит 2023 год с убытками. Из этих фирм примерно 30 процентов полностью завершат свою деятельность, прогнозирует бухгалтер Елена Кирс, отвечая на опрос ДВ.
Примерно половина фирм, с которыми я сотрудничаю, закончит 2023 год с убытками. Из этих фирм примерно 30 процентов полностью завершат свою деятельность, прогнозирует бухгалтер Елена Кирс, отвечая на опрос ДВ.
Михаил Чистяков: кредитный бизнес – это авантюра
Он называет себя Михаил Банкир и готов ссудить вам денег, если вам как раз на что-то не хватает. Делает он это, разумеется, не за бесплатно.
Он называет себя Михаил Банкир и готов ссудить вам денег, если вам как раз на что-то не хватает. Делает он это, разумеется, не за бесплатно.