Более лживого утверждения, чем «мы сумели
удержать государственные финансы в порядке», невозможно найти!
Если бы за враньё давали Нобелевскую премию, то премия за этот год досталось бы Андрусу Ансипу.
«И я подчеркиваю, что мы очень хорошо справляемся с кризисом и сумели удержать госфинансы в порядке. В результате у нас самый низкий в ЕС дефицит правительственного сектора», - заявил Ансип (Ohtuleht, 06.08.2009).
Какой прок от «самого низкого в ЕС дефицита правитель shy;ственного сектора», если по уровню безработицы (пример shy;но 17%) Эстония - на ii месте в Европе? И по спаду ВВП (последние данные - 16,6%) мы предпоследние в Европе?А почему тогда во Франции и Германии был отмечен рост экономики во ii квартале? В других странах бюджетные дефициты обусловлены не тем, что правительства не сумели добиться сбалансированного бюджета – дефициты возникли из-за программ госстимулирования экономики. Сейчас эти программы начинают давать реальные результаты, а эстонский корабль все ещё остаётся на рифе.
Правительство не в состоянии двигаться ни вперёд, ни назад. Чтобы идти вперёд, нужна программа по стимулированию экономики. Традиционно – такой стимул давала девальвация. Но провести девальвацию не разрешают шведские крёстные отцы. Правительство пытается пятиться назад. Но и это им не удаётся, поскольку сокращения проводятся поверхностные. (Много ли можно взять с учителей?). А там, где действительно можно урезать, это не делается.
Мы знаем, что в период 2004-07 гг. наблюдалось стремительное увеличение числа госчиновников. Данные об этом держат в секрете, но кое-какие цифры просачиваются. Например, в МИДе сейчас работает 700 чиновников, только в 2007 г. министерство увеличило штат на 70 человек! Безусловно, нанимали людей и в 2004, 2005 и 2006 гг. предположим, что примерно 50 человек в год. Т.е. всего за 4 года штат пополнился примерно 220 чиновниками.
Если бы правительство реально хотело сокращать расходы, следовало бы сократить число госчиновников до уровня 2004 г. (На примере МИДа видно, что сократить можно треть чиновников. Вряд ли это сокращение повредит делу).
Своё бездействие и бессилие пытаются прикрыть тем, что выход из кризиса «от нас не зависит». «От нас не зависит то, как восстановятся и стабилизируются внешние рынки, как в США, так и ближайших к нам регионах», - сказал на днях министр экономики Партс порталу aripaev. ee. Партсу следовало бы разуть глаза – эти рынки уже успокоились.
Надо признать, что проблемы в Эстонии возникли (их создали) раньше, чем на «внешних рынках». Эстония была на втором месте после Латвии в ЕС по уровню инфляции. В то же время в Западной Европе и в США инфляция оставалась на низком уровне. Многие цены в Эстонии достигли дурацкого уровня – например, помыть машину у нас дороже, чем на Манхэттене! Отсюда падение конкурентоспособности и рекордная безработица.
А самым глупым и опасным было брать кредиты в евро. По показателю доли валютных кредитов (кредиты/ВВП) Эстония находится на третьем месте в Европе после Венгрии и Латвии. Дела в Латвии и Венгрии идут очень плохо. Т.е. более лживого утверждения, чем «мы сумели удержать финансы в порядке», невозможно найти!
Autor: Юри Уусталу
Похожие статьи
Норвежский Нобелевский комитет в этом году решил присудить премию мира не человеку, а политико-экономическому союзу, ЕС. Члены комитета мотивировали свое решение тем, что Евросоюз и предшествующие ему политические и экономические союзы на протяжении шести десятилетий вносили огромный вклад в сохранность мира, демократии и прав человека в Европе.
Платформа Altero, уже занимающая лидирующую позицию в странах Балтии в области сравнения финансовых услуг, приступила к расширению своей партнерской сети в Эстонии. Теперь Altero может предложить своим клиентам еще больше конкурентоспособных предложений о займе на гибких условиях. На днях к Altero подключились банк Citadele и компания Mogo, предлагающие услуги малого кредитования на эстонском рынке.