Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Государство, отстань от экономики

    Когда пузырь экономики, раздутый кредитными деньгами, наконец-то лопается, для поднятия падшей экономики есть два варианта: рыночный механизм сам очищает экономику страны или же это происходит искусственным путём, с помощью вмешательства государства.

    Сделанный выбор определит, как быстро восстановится экономика и какой больной будет основная проблема, связанная с падением экономики, – безработица. Экономический спад, по своей сути, механизм рыночной экономики, в ходе которого ликвидируются неверные решения, пишет Ристо Свердлик в arileht.ee.
    Капитал направляется из "прокисших" проектов туда, где предприниматель видит новые возможности. Чем меньше этому препятствовать, тем быстрее экономика приспособится и откроются новые возможности на рынке труда. Важно, чтобы спад экономики не препятствовал ликвидации неверных инвестиций и движению капитала. Цены и зарплаты должны снижаться в соответствии с реалиями экономики. Необходимо ограничивать потребление и стимулировать сбережения для будущих инвестиций. Финансовая политика государства играет критическую роль в процессе восстановления экономики.
    Считают, что при экономическом спаде общественный сектор должен больше потреблять, чтобы поддерживать частный сектор. Однако правда в том что, чем больше государство вмешивается в процесс восстановления экономики, тем медленнее и больнее это восстановление.
    Исторический пример: два кризиса в Америке. Для выхода использовали абсолютно разные методы, в результате, из одного кризиса вышли быстро и безболезненно, о нём уже все забыли, второй же затянулся на десятилетия, его мы помним как Великую депрессию.
    В 1914–1920 гг. в США был спад экономики, безработица выросла на 12%, ВВП снизился на 17%. Тогда бюджет урезали на 50%, снизили налоги во всех отраслях, государственную задолженность снизили на треть. Центральный банк Америки тогда даже не пытался решить проблему ликвидности, зарплатам и ценам дали возможность беспорядочно самих себя откорректировать. Уже осенью 1921 года были заметны признаки восстановления экономики. Безработица в 1922 году была 6,7%, а в 1923 году – уже 2,4%. Это бы кризис, когда государство не вмешивалось в его урегулирование.
    В 1929 году в США случился биржевой крах и новый кризис. В этот раз все было с точностью до наоборот: расходы правительства были увеличены на 42%, дефицит бюджета превысил 125%, безработица к 1933 году выросла до 28%. Президент тогда советовал не снижать зарплаты. Положение только ухудшалось, ни одна программа помощи не принесла облегчения.
    Частный сектор Эстонии был готов быстро поправиться. Цены на 1 кв. метр недвижимости, по сравнению со временами бума, снизились на 50%. Общий уровень цен за год снизился на 1,6%, продукты питания подешевели на 6,6%. Зарплаты снизились в среднем на 20% и больше.
    В отличие от частного сектора общественный сектор реагирует на изменения более медленно и туго. Зарплаты в общественном секторе, которые во время бума выросли гораздо больше, чем в частном секторе, теперь снижаются медленнее.
    По сравнению с 2007 годом бюджет 2008 года вырос на 25%! В Америке тогда уже лопнул пузырь на рынке недвижимости. У нас составили дополнительный бюджет. И как будто ничего не происходит, на этот год составили бюджет лишь на 10% меньше, чем дополнительный бюджет прошлого года. Сюрприз! Этот бюджет пришлось пересматривать уже в феврале, снизив доходы и расходы соответственно на 10% и 6,6%.
    В прошлом году, когда уже всё и всем было понятно, государство прогнозировало в бюджетной стратегии на 2009–2012 гг., что экономический рост в 2008 году будет 3,7% и каждый последующий год - 6,5%! Ну больше просто невозможно было ошибиться!
    Однако более серьёзно стоит относиться к летнему прогнозу Министерства финансов, по которому к 2013 году безработица останется на уровне 15%.
    Несмотря на то, что прогнозируемое падение ВВП в этом году 14,5%, по первоначальной программе на будущий год доходов запланировано на 9,5%, а расходов – 3,7% меньше, чем в дополнительном бюджете на 2009 год. Вместо того чтобы урезать выросший в два раза за период 2004–2008 государственный аппарат, бюджету грозит 5 млрд. дефицит, который покроют из резервов.
    Вдобавок за счёт налогоплательщиков государство увеличит свою кредитную нагрузку ещё на 10 млрд. крон. Этот шаг делает бессмысленными все урезания. В 2008 году налоги были 36% от ВВП, в 2009 – 43% и в 2010 – 44%. По сути, это означает то, что в 2010 году государство будет контролировать каждую вторую крону в нашей экономике. Мы на пути к плановой экономике. Для экономики и рынка труда – это плохая новость.
    Вместо того, чтобы дать рыночному механизму самому разобраться с экономикой и восстановить баланс, государство всё больше усиливает контроль, мешая, таким образом, восстановлению. Оно повышает налоги, а нам нужна большая экономическая свобода.
    Оно снижает роль частного сектора в экономике, в то время как частный сектор – двигатель экономики и создаёт рабочие места. Оно берёт в кредит миллиарды, обеспечивая этим поднятие налогов в будущем. На самом деле государство должно снизить своё потребление. Такое вмешательство государства лишь подстёгивает рост безработицы.
    Иными словами, всё то, что делает сегодня наше государство, – противоположно тому, в чём экономика действительно нуждается для своего восстановления: оставить её в покое.
    Комментарии:
    Андрес Аррак, директор института предпринимательства Высшей школы Mainor
    Брать кредиты надо с умом
    Расходы правительственного сектора увеличивали, опережая экономический рост. Логика хозяйствования подсказывает, что в годы подъема правительство должно остужать экономику, а в годы спада – развивать. Правительство должно было не принимать один дополнительный бюджет за другим, а направлять избыток поступлений в резерв. Последний, правда, накапливали, но мало. Планировать в бюджет 2008 года на 20% большие расходы было полнейшей глупостью, так как было ясно, что грядет спад. Расходы правительства связаны с законами, и возможность текущего урезания этих расходов ограничена. Внешнего долга у правительства Эстонии, по существу, нет - 3,4% от ВВП. Беря кредиты с умом, мы могли бы использовать их куда больше. Однако, беря в расчет прежние глупости, невозможно гарантировать, что кредитами не станут покрывать текущие расходы.
    Таави Рыйвас, председатель финансовой комиссии Рийгикогу
    Эстония выбрала уникальный путь
    Всевозможные пакеты помощи, конечно, приносят краткосрочное облегчение, но означают продление кризиса на срок, равный периоду возврата кредитов. Эстония выбрала достаточно уникальный в мире путь: мы желаем выйти из кризиса без гигантского кредита и без излишне растраченного резерва. Политически и финансово это, несомненно, более сложный выбор, но уже через пару лет мы увидим его явные преимущества. Правительство и парламент Эстонии только в 2009 году улучшили бюджетную позицию более чем на 19 млрд. крон, или примерно на 10% от ВВП. Существенно урезали и одно время выросшие как на дрожжах расходы на деятельность и зарплаты. Если этого не сделали бы, недостающую сумму переложили бы на плечи налогоплательщиков, значительно отодвинув выход из кризиса.
    Autor: dv.ee Istsenko Olga
  • Самое читаемое
Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Meta в I квартале удвоила чистую прибыль, но разочаровала рынок
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.