Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Рисковать надо с умом

    Именно так инвестирует и развивает бизнес Ф. Берман, интервью с которым опубликовала сегодня газета Aripaev

    Крупный владелец акций BLRT Grupp Федор Берман говорит в интервью, что до сих пор все проекты удавались и после кризиса предприятие стало  еще сильнее, а также о причинах ссоры между акционерами.  Мечтой Бермана является увеличить оборот концерна до миллиарда евро.
    Находящийся на Коплисском полуострове завод со своей территорией в 62 гектара - как город в городе, где для въезда требуется ждать за шлагбаумом разрешения охранников, так как на территории расположен один из крупных портов Эстонии – Vene-Balti Sadam.
    Мы встречаемся с Берманом в офисе завода в его находящемся на втором этаже кабинете. Берман говорит вначале оживленно об истории завода, о том, как в Копли была построена заводская  электростанция, в восемь раз мощнее городской и трамвайная линия для транспортировки рабочих на завод. Далее мы говорили о более современных темах.
    По Вашему мнению, кризис закончился?
    Я читаю в газетах, что кризис кончился и нас ждет впереди светлое будущее. Да, позитивные тенденции  как в Эстонии, так и во всем мире видны.  Но все в современном мире очень быстро меняется. . Достаточно, чтобы, например, в Ливии что-нибудь случилось и что тогда будет с ценой на нефть, или пример японской ядерной катастрофы. Это все оказывает влияние на мир. Очень хорошо, что в 2008 году эстонские газеты начали очень активно говорить об экономическом и финансовом  кризисе, хотя правительство говорило совсем другое. Приведу простой пример из Литвы, где правительство не говорило о кризисе, потому что скоро были выборы, и газеты об этом тоже не писали. . Наши литовские коллеги говорили, что у вас в Эстонии за истерия, никакого кризиса не будет. Они планировали рост оборота, рост зарплат. Мы это не утвердили и отослали назад, приняли антикризисный план. Позже спад в Литве был сильнее, чем в Эстонии.
    Каким будет текущий год?
    В 2011 году мы планируем оборот более 350 миллионов евро, для сравнения, в 2008 году оборот был почти 400 миллионов евро. Мы очень много инвестировали, в прошлом году 49 миллионов евро и в этом году еще 60 миллионов. Идет подготовка к стороительству  заводов промышленных газов, одного в Лиепая, другого в Нарве.  Полным  ходом ведется  строительство завода на Украине. В Латвии  ведутся работы по созданию сервисного и  логистического центра металлопродуктов.  Несмотря на кризис мы продолжали инвестировать в людей, технологии и оборудование. Банки давали нам кредиты и сейчас дают.
    Потому что концерн здоров?
    Да, потому что банки видят это. Не просто так шутят, что банк дает зонтик, когда солнце светит, и забирает, когда дождь идет. С финансированием пока у нас проблем нет и не должно быть. Мы очень осторожны.
    Вы консервативный человек?
    Я всегда оцениваю риски. Если риск 50:50, то я  не рискую, даже если 60:40, но 70:30 и 80:20 ….это консервативно. Я с этим согласен. Я считаю, что это и был залог успеха. У меня спрашивают, какой из проектов не удался. У нас, к счастью таких инвестиционных проектов нет. Комммерческие убытки были, что в бизнесе нормально.
    Ни одного?
    Нет. Были проекты, которые не сразу заработали как надо, например покупка акций крупного судоремонтного завода в Литве Vakaru Laivu Remontas.. Три года не удавалось достичь хороших результатов, у меня  возникали сомнения, поступили ли мы правильно. Очень сложный проект, именно с точки зрения  ментальности.
    Как вас в разных странах принимали?
    Об этом везде говорилось. В Финляндии мы купили их крупневший судоремонтный завод, после того как Tallink купил Silja Line. Финны были в шоке от покупки Tallink-а. До сих пор было нормально, что финны покупают в Эстонии, Латвии и Литве, но вдруг какие-то парни из Эстонии покупают гордость Финляндии! По масштабу наши сделки были разными, но мы на них учились. Мы очень боялись, что финские судовладельцы уйдут. Это было для нас вызовом. Поэтому в начале ничего не изменили, но за нами следили очень внимательно. И сегодня наша финская верфь в Турку работает гораздо эффективнее, чем раньше.
    Является ли BLRT Grupp крупнейшим судоремонтным заводом региона?
    В регионе Балтийского моря мы являемся лидерами на рынке судоремонта. Конечно, в Европе есть промышленные гиганты, у которых обороты миллиарды евро. И моей мечтой является увеличить оборот до миллиарда евро. У BLRT Grupp есть разработанная стратегия на 5 и 10 лет.. Когда-то, когда оборот был 220 миллионов крон, для меня было фантастикой достичь миллиарда крон. Это казалось не реальным, но в 2008 году доход от продаж был уже 6 миллиардов крон.
    Поговорим и о ссоре между акционерами.Ситуация к настоящему дню изменилась, нам принадлежит 53% акций.
    Но в прошлом году у Вас времена были смутные?
    Были. Не очень хотелось бы об этом говорить. Было неприятно, когда со мной не разговаривали и когда люди, , с которыми мы когда-то начинали, за моей спиной начали за три месяца до общего собрания акционеров скупать акции. Всего выкупили они у шести бывших работников завода 47 акций.
    И вдруг на собрании они потребовали разделить 100 миллионов на дивиденды. Так дела не решаются. Это нужно было   предусмотреть в бюджете 2010 года. Я напомнил на общем собрании акционеров, что мы строим на Украине газовый завод, инвестиция 30 миллионов евро и др . Вложено уже 8 миллионов, но банки денег в Украине не дают. Я не могу сказать, что простите, мы не можем больше инвестировать, потому что один и второй хотят дивидендов.
    К настоящему дню противоположная сторона успокоилась?
    Меня это не волнует – это их проблемы.  Предприятие не игрушка, в которую играют. У нас социальная ответственность перед 4000 работников. Да и  имя BLRT Grupp, которое сегодня довольно известно  необходимо поддерживать.
    Чувствуете ли вы напряжение среди малых акционеров?
    Среди них его и не было. Они такие вопросы никогда не поднимали. Мы не биржевое предприятие, поэтому эти рассуждения, сколько стоит акция…это все игра. Aripaev составляет Рейтинг богачей, для людей это интересно, но это шоу. Если Энн Пант там есть, то тогда это объективно, потому что цена акции  Tallink известна. У нас идет игра, сегодня так, завтра по-другому. Aripaev оценил наше предприятие на 350 миллионов евро. Несколько средних акционеров сказало, что один процент стоит столько и дайте мне эти деньги. У меня есть простой ответ, пойдите с акциями в банк и посмотрите, даст ли банк даже десять процентов от этой цены вам кредита. Банк не даст.
    Станет ли BLRT Grupp в будущем биржевым предприятием?
    Когда-то мы это планировали, газеты подогревали эту тему. В этом была своя логика, когда экономика росла, и покупка агрессивной доли рынка значительно увеличила бы фирму. Хоть до оборота в миллиард евро. С другой стороны, мы говорили о консервативности, все это было бы большим риском. Крупные консалтинговые фирмы тоже предлагали свои услуги нам по IPO, но это их маркетинг. Сейчас это не актуально. У нас нет потребности через биржу получать деньги, банки нам их дают, для наших новых проектов. Все может быть, пожевем, увидим. Знаю точно, что инвестировали и будем продолжать инвестировать в свое развитие.
    Говоря о государстве, что Вы думаете о продолжении работы той же правительственной коалиции?
    Это желание народа Эстонии, чтобы правительственная коалиция осталась прежней. И это объективно.
    Я убежден, что в течение прошлых четырех лет правительство приняло много необходимых решений, но были и ошибки, например при составлении бюджета.
    Как предприниматель и как гражданин я скажу, что было ошибкой, как был составлен бюджет и кризиса не заметили. Скажу честно, когда я понимаю, что сделал ошибку, то я не стесняюсь это признать и ошибку быстро исправить. Это же  советую и правительству. Хотя понимаю, что в политике свои правила.
    Каково ваше мнение об установлении потолка для социального налога?
    Это касается очень маленького количества людей, но я считаю, что это хорошо. Не потому что это касается меня или других руководителей высшего ранга, зарплаты которых более 4000 евро. Я посмотрел бы на этот вопрос шире. У нас работают швейцарцы, финны, датчане, немцы. То, что они у нас работают, поднимает нашу конкурентоспособность. Благодаря им иной раз возможно за год пройти путь, который занял более десяти лет. Конечно, их зарплаты выше 4000 евро. На сбереженные с уплаты социального налога деньги, мы могли бы нанять больше  таких специалистов.
    Что вы думаете об улучшении отношений между Эстонией и Россией?
    Эти отношения могут быть намного лучше. Имея такого соседа под боком, по моему мнению, это нужно максимально использовать. Все наши партнеры смотрят в сторону российского рынка и все считают, что мы знаем этот рынок значительно лучше, чем они. Я могу уверенно сказать, что так и есть. Для бизнеса хорошо, когда политические отношения с Россией хорошие.
    Autor: dv. ее
  • Самое читаемое
Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.