На основании антикоррупционного закона Эстонии коррупционым действием является использование служебного положения с целью получения личной выгоды, путем вынесения необоснованных или противоправных решений или совершения действий, или не производя правомерные решения или действия. Примечательно и то, что коррупционерами можно называть не только чиновников и служащих, работающих «на свой карман», но и людей дающих взятки. Также коррупционным деянием можно назвать и создание ситуации конфликта интересов, когда чиновник или его близкий лично, ради корыстных благ, заинтересован в решении или действии, которое он должен осуществить сам или на которое он сможет повлиять. Конфликт интересов может быть тесно связан и с непотизмом, т.е. так называемым «кумоством». С непотизмом имеют дело в случае, когда на работу принимаются близкие родственники или знакомые. К сожалению, такие случаи не редки.
Не совсем верно считать коррупцию явлением только публичного сектора. Во-первых, коррупция может свободно возникать и в предпринимательском секторе, когда взятки берёт юридическое лицо. Также коррупция может процветать и в частном или третьем секторе.
Сегодня в некоторых самоуправлениях уже могла сложиться такая система, при которой все, кто находятся у рычагов управления властью, зачастую связаны друг с другом, имеют корыстные или личные интересы, и разорвать этот порочный круг совсем непросто. Все другие, кто критикует такую власть или пробуют изменить ситуацию, оказываются не у дел. Проблема, влияющая на коррупционную составляющую в Ида-Вирумаа, в том, что многие чиновники и депутаты являются оплачиваемыми членами правления или советов муниципальных фирм и учреждений. Такие представители власти, которые, получая за своё членство приличные оклады из бюджета своего же самоуправления, вряд ли будут выносить сор из избы или принимать решения не в пользу того, кто их кормит. Но можно поступать и по другому. Хорошим примером и первой ласточкой в этом направлении в Ида-Вирумаа, может служить позитивное решение города Силламяэ, где по рекомендации правовой комиссии, городское управление вывело всех оплачиваемых членов горуправления из состава не только советов своих муниципальных учреждений и предприятий, но и всех юридических лиц, зарегистрированных на территории города, причём из городского бюджета депутатам и другим лицам, не оплачивается ни одного цента за членство и работу в советах муниципальных предприятий и учреждений.
Сейчас по всей Эстонии созданы специальные антикоррупционные службы, увеличивается число сообщение о коррупции на специальный телефон КаПо, коммуникационное бюро правительства совместно с Департаментом полиции безопасности проводит информационные бриффинги по Ида-Вирумаа — всё это правильно и хорошо, но этого недостаточно. Государству надо серьёзно подумать над пробелами законодательства и начать проводить превентивную работу среди чиновников и служащих самоуправлений, чтобы они более досконально знали антикоррупционное законодательство и не боялись принимать решения, не опасаясь после этого получить клеймо подозреваемого в коррупции. У
Коррупция – это системное явление, которое связано с культурой и этикой администрирования и управления властью, экономическим развитием, бедностью и защищённостью людей, общими ценностями в обществе, чёткостью законов и их эффективностью, деятельностью судов и следственных учреждений, механизмом контроля и пр. факторами. Коррумпированные политики и чиновники всегда устанавливают свои приоритеты в тех сферах, где общество позволяет им это делать. Рука об руку с коррупцией идет экономическая нестабильность. Больше коррупции — меньше стабильности не только муниципальных бюджетов, но и экономики региона, т.к. корруптивная экономическая среда не привлекает инвестиций и ждать их, пустая трата времени.
Дмитрий Летт
председатель правовой комиссии Силламяэского городского собрания