«Как водится в Эстонии, моя история началась со ссоры», - рассказывает Нигул. В 1995 году из-за непонимания, возникшего между владельцами фирмы, в которой работал Нигул, он, инженер-электроник по образованию, оказался перед выбором: создать своё предприятие или снова идти работать на кого-то. «Я взвесил все «за» и «против» и решил начать не с нуля, а использовать уже имеющийся опыт. Я решил попробовать, каков на вкус предпринимательский хлеб!»
Нигул нашёл работников и инвесторов и создал Dormikor – предприятие по продаже электроники розничному клиенту. Нельзя сказать, что с самого начала всё шло гладко (см. Советы предпринимателям), однако сейчас, спустя 20 лет, в Эстонии нет другой розничной сети, которая в таких масштабах и с таким ассортиментом продавала бы компоненты для электроники.
Типичные клиенты Oomipood – электроники-любители, маленькие фирмы по ремонту оборудования, небольшие предприятия, разрабатывающие собственные проекты, инженеры. Большую группу составляют ученики и студенты, которым детали нужны для учебных проектов. Причём, рассказывает Нигул, это не только студенты-технари, но и учащиеся художественных вузов, которым датчики, LED-лампочки и контроллеры нужны для создания интерактивных инсталляций. Ну и конечно, в Oomipood идут все те, кто не теряет надежды своими руками починить дорогую сердцу бытовую электронику. «Можно сказать, что каждый десятый эстонец раз в десять лет заходит в наш магазин. За десять лет у него уж точно что-то сломается», - смеётся Нигул.
Сложно было пробиться
В конце 90-х – начале 2000-х маленькому начинающему бизнесу пробиться на рынке продаж электроники было непросто – существовали оптовые фирмы, и розничный клиент предпочитал обращаться к ним, справедливо полагая, что у оптовиков дешевле. «Кроме того, если ты содержишь розничный магазин, где нужно оплачивать аренду и работу сотрудников, приходится делать наценку, и поэтому сложно конкурировать с оптовыми продавцами в цене», - говорит владелец фирмы. «Часто возникала ситуация, что эти оптовые магазины продавали по одной и той же цене товар как конечному потребителю, так и нам. Мы стояли перед выбором: продолжать в том же духе или вкладывать в развитие. Развитие означало, что мы откажемся от местных поставщиков и начнём сами закупать товар. Начали с Европы, потом стали заказывать из Китая», - рассказывает Нигул. Сейчас, когда бизнес разросся, конкурировать по цене стало гораздо проще.
Интернет-торговля
Но победить оптовиков ещё не значит победить всех. Новая угроза для розничной торговли – растущая популярность китайских интернет-магазинов. И хотя за свой бизнес Нигул спокоен, он считает ситуацию несправедливой по отношению к начинающим маленьким фирмам: «По данным за декабрь, в Эстонию было отправлено 100 000 посылок. Большинство из них – для частных лиц, это значит, что государство недополучило налог с оборота, таможенные сборы. Если тот же самый товар заказывает маленькое предприятие, то оно должно все эти налоги уплатить». «Я не понимаю, как государство может говорить о том, что в бюджет должны поступать средства, и упускает возможность обложить посылки налогом, - продолжает он. – Если с каждой заграничной интернет-покупки взимать, например, по пять евро, то выгодно будет всем: государство получит налоги, а у маленьких начинающих предприятий появится шанс что-то кому-то продать. Я считаю, что государство должно поощрять местные предприятия, которые платят здесь налоги. Нынешняя ситуация выгодна только Omniva, которая доставляет такое большое количество посылок».
По словам Нигула, в конце прошлого года он высказал эту идею в Союзе интернет-торговли Эстонии, однако о том, добралась ли она до кабинетов законотворцев, пока ничего не слышно.