Наряду с крупными производителями древесных гранул вот уже более десяти лет в Йыгева действует семейная фирма-газель OU Kronopal, специализирующаяся на производстве белых древесных гранул, спрессованных из еловых опилок.

- Янек Пяртельпоэг
- Foto: Vainu Rozental
OU Kronopal
Основано в 1997 г.
Производит опилочные гранулы. Из производимых в год более 3000 тонн 94% идёт на топливо и примерно 100 тонн – на подстилки для животных. Годовая потребность в сырье составляет 35 000 кв. м сухих еловых опилок и стружки.
Владелец: Кайла Пяртельпоэг.
Исполнительный директор: супруг Кайлы Янек Пяртельпоэг, окончил Тартуское 17-е среднее профессионально-техническое училище по специальности «слесарь по ремонту промышленного оборудования».
Работников: 5.
Оборот в 2013 г. достиг 0,39 млн. евро, рост по сравнению с 2011 г. – в 1,87 раза.
Коммерческая прибыль в 2013 г. составила 31 188 евро, рост по сравнению с 2011 г. – в 2,41 раза.
Место в текущем топе газелей: 726-е, в 2007 г. – 85-е.
Насколько мала на самом деле фирма Kronopal, можно показать на таком примере: в то время как эта семейная фирма производит в год более 3000 тонн опилочных гранул, годовая производственная мощность основавшего в 2003 г. своё производство и выросшего в большой концерн AS Graanul Invest почти в 300 раз больше.
К счастью, среди фирм поменьше есть свои весовые категории, и в одной из них – рейтинге газелей - компания Kronopal оказалась на 726-м месте. Возможно, что в этот рейтинг Kronopal попадёт и в следующем году, так как стремительный рост фирмы продолжается – по сравнению с 2013 годом её оборот за 2014-й вырос на одну четверть и перевалил за полмиллиона евро.
По словам исполнительного директора Kronopal Янека Пяртельпоэга, эта фирма, пожалуй, единственный мелкий производитель древесных гранул в Эстонии со стабильным производством. «Есть фирмы с одним прессом, которые один год работают, а другой простаивают, - говорит Пяртельпоэг. – Спрос – это такая вещь, которая заставляет тебя шевелиться. Если ты видишь, что склад пустой, то должен что-то предпринять, чтобы его заполнить».
Статья продолжается после рекламы
На подходе – новые резервуары
Пяртельпоэг открывает складскую дверь. Склад не совсем пуст: у задней его стены штабелями уложены с десяток европоддонов с упакованными в плёнку гранулами. «Всё, что мы сейчас делаем, продаётся для будущего отопительного сезона, - отмечает Пяртельпоэг. – Однажды в конце года наш склад настолько опустел, что пришлось проверять, хватит ли гранул для собственной котельной».
Во дворе Kronopal сейчас идут подготовительные работы, чтобы к лету установить несколько конусообразных резервуаров для хранения насыпных гранул в соответствии с требованиями. Насыпная гранула становится всё более выгодным товаром, и до этого у Kronopal не было возможности складировать в летний сезон спрессованные гранулы для зимнего периода.
Хотя Kronopal основан летом 1997 г., производить опилочные гранулы фирма начала только шесть лет спустя. До этого она продавала металлолом, а потом занималась автотранспортом. «В какой-то момент автомобилями я насытился по горло: то одна машина, то другая ломалась на другом конце Эстонии. Я заскучал по более локальному бизнесу».
В то время рабочий маршрут Пяртельпоэга часто пролегал через Вяйке-Маарья, и его взгляд всегда притягивали дымящиеся трубы завода Flex Heat Eesti по производству древесных гранул. Они казались ему идеальным бизнесом для Эстонии и вселили мысль о запуске производства гранул в Йыгева.
Для начала Пяртельпоэг взял из бывшего совхоза старый пресс для травы. «Установили провода и увидели, что он работает. Загнали в него опилки и получили гранулы», - вспоминает он. Но скоро стало ясно, что пресс – это ещё не завод. Пришлось задуматься о встряхивателях, дробилках, промежуточных ковшах, охладителях, сушилках, весах и многом другом дополнительном оборудовании. Многие из этих устройств были приспособлены под собственные нужды.
«Мы всё подготовили и начали производить гранулы, но я забыл о самом важном в бизнесе – рынке, - продолжает Пяртельпоэг. – Выяснилось, что древесные гранулы покупать, конечно, хотят, но целыми судами. Мелкому производителю в таких масштабах бизнес не потянуть». Но однажды случай свёл его с продавцом гранул OU SB Keskkutteseadmed. Теперь эта фирма является одним из крупнейших перепродавцов продукции Kronopal.
Товар на полках не пылится
Горячие новости
Осиновский выкупил у Вихмана долю в Tbilisi Hills
Статья продолжается после рекламы
Пяртельпоэг признаёт, что когда он начинал, то не знал об опилках ничего. «Стоимость опилок в то время была настолько мала, что, по сути, сырьё получали бесплатно, и это, конечно, было одной из причин, почему я вообще задумался о древесных гранулах», - отмечает Пяртельпоэг.
В качестве сырья Kronopal использует сухие ёлочные опилки и стружки.
Поскольку речь идёт о натуральной опилочной грануле, которая не содержит древесной коры, клейких веществ и химикатов, Kronopal продаёт продукцию и для подстилки домашних любимцев. «Я видел в магазинах, что цена на импортные гранулы для подстилок в несколько раз выше, чем обычная цена гранул, - поясняет Пяртельпоэг. – Очевидно, важным аргументом продажи является и то, что на упаковке мы указываем «Произведено в Эстонии».
По утверждению Пяртельпоэга, топливные гранулы от Kronopal по сравнению с древесными гранулами крупных производителей, конечно, дороже.
«Я предоставляю клиенту решать самому, покупать ли у меня, - добавляет он. – Моё изделие дороже, но при этом всё-таки продаётся. Значит, покупатель хочет получать качественную белую древесную гранулу».
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Иногда бизнес может родиться из собственного нереализованного желания. Именно так и произошло с фирмой-газелью OU Gaura Pearls, которая теперь осыпает жемчугами женщин не только Эстонии, но других стран.
Деньги обесцениваются, а налоги растут. Многие инвесторы из Эстонии сталкиваются с одинаковыми вопросами: как сохранить капитал и защитить его от стагнации европейской экономики, инвестировать кеш или криптовалюту легально и конфиденциально, выйти за пределы доходности в 3-4%, растущими налогами и отсутствием потенциала роста стоимости квартиры на ближайшие годы на местном рынке? Но недвижимость в Эстонии или Германии дает максимум 3-4% годовых. Такие инвестиции почти не работают – особенно если цель не просто «сохранить», а заработать.