У Латвии профицит текущего счёта.
"Впервые за последние 17 лет мы экспортировали больше, чем импортировали!", - передаёт
Dienas Biznes слова экономиста Swedbank Агнесе Буцениец.
По её словам, профицит текущего счёта составил 1,5% ВВП, что резко контрастирует с 2015 годом, когда наблюдался 0,8%-й дефицит.
"Улучшение баланса текущего счета преимущественно обусловлено улучшением баланса торговли товарами и услугами. Этому в большой степени способствовал спад импорта товаров, отобразивший снижение цен на сырье в мире, а также спад реэкспорта и слабую инвестиционную активность", - пишет она.
Статья продолжается после рекламы
Баланс торговли услугами продолжил улучшаться третий год подряд благодаря росту экспорта услуг (+5.1% в прошлом году).
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в прошлом году был слабее, чем обычно. Приток ПИИ достиг лишь 0.6% от ВВП, в то время как в предыдущие пять лет он составлял в среднем 3.7%. "Правда, на слабость ПИИ в большой степени повлияли уменьшение основного капитала финансового сектора и выплата дивидендов, что объяснимо вялым кредитным спросом, на поддержание которого сейчас не требуется столь большой капитал. Если бы не этот фактор, приток ПИИ в прошлом году был бы равноценен достижениями предыдущих лет", - подчёркивает Буцениец.
Она прогнозирует, что экспорт товаров и услуг будет расти быстрее, чем в прошлом году – и под влиянием ценового эффекта, и под влиянием прироста внешнего спроса. "Если рассчитывать на своевременное внедрение проектов фондов ЕС, в этом году должна восстановиться инвестиционная активность, что вместе с возобновлением прироста цен на сырье будет поднимать импорт. Ожидается, что импорт превысит экспорт, в результате чего торговый баланс опять станет негативным. В свою очередь, это означает, что на текущем счету будет наблюдаться небольшой дефицит, который пока что точно не должен быть основанием для беспокойства".
Похожие статьи
В течение многих лет натрий-ионные батареи считались скорее перспективной теорией, чем практическим решением. Учёные и инженеры по всему миру верили в их потенциал, но массовое применение оставалось недостижимым. Теперь ситуация меняется.