Кристи Сааре - из педагога в инвесторы

    Педагог Кристи Сааре, которая занялась инвестированием, теперь получает пассивный доход, который позволяет ей покрывать все самые необходимые расходы. Но через диверсификацию своего портфеля и подгонку инвестиционной стратегии она надеется через пять лет добиться финансовой свободы.

    Кристи СаареФото: Райль Меэ
    Пассивный доход Сааре сейчас составляет сумму, которую она получала, работая педагогом. Но этих денег пока не хватает, чтобы покрыть все расходы. «Я приобрела жилье, у меня родился ребенок, так что расходы сейчас не такие, как были тогда, когда закончилась студенческая жизнь и я стала работать за зарплату», - отмечает Сааре. «В то же время у меня появилась свобода принятия решений, и я теперь не должна все пять дней ходить на работу», - рассказала она в программе радио Äripäev «Час инвестора Тоомаса». Помимо работы за зарплату, Сааре занимается предпринимательством, обучает людей и издает книги.
    Самым сложным на своем пути для Сааре было достичь дисциплины и сохранения мотивации в моменты медленного роста активов. «Глядя на друзей, я поражаюсь, как они могут позволить себе такую жизнь, что по несколько раз в год ездят заграницу. Сравнение себя с другими создает проблему», - обращает она внимание на соблазн тратить деньги.
    «Если говорить об инвестировании, то очень часто краткосрочные изменения переоцениваются и недооцениваются долгосрочные – вложенные в начале деньги очень сильно влияют на результат на рынке, тогда как позднее эти 1000 евро не дают большого эффекта», - назвала она один из демотиваторов.
    Львиная доля в кредитах
    Сааре признает, что сейчас у нее в портфеле есть определенный крен в сторону выданных кредитов. «В прошлом году в моем портфеле была как арендная недвижимость, акции, так и кредиты. Сейчас же лишь два последних», - сказала она. «В первую очередь в моем портфеле выданные кредиты частным лицам через платформы Mintos и Omaraha – они составляют 60 процентов от портфеля, 30 процентов - в акциях и 10 процентов – рискованные позиции в предприятиях, коммерческих кредитах и других позициях высокой доходности», - описала Сааре свой портфель. Она признается, что всегда верила в денежный поток, и поэтому все полученные интрессы от выданных кредитов она сразу снова реинвестирует.
    «Мимо большой работы и роста последних пару лет платформы Mintos никак не пройти», - объясняет она свой выбор. «Сейчас заходишь на сайт и сразу можешь выбрать между 50-60 кредитными конторами, а административной нагрузки по сравнению с другими у них значительно меньше», - описывает Сааре преимущества Mintos. На платформе Omaraha ей нравятся интрессы, которые выше обычного. «В то же время минус в том, что нет вторичного рынка, и ликвидность меньше».
    Одним из преимуществ Omaraha Сааре называет и работающую систему возврата, когда 60-80 процентов основной части испорченных кредитов выкупается обратно. «Доля испорченных кредитов у них 4-5 процентов», - отмечает она. На платформе Mintos у Сааре сейчас лишь один испорченный кредит.
    Через платформу Funderbeam у Сааре есть инвестиции в Siidrikoda и Tanker. «В виде дохода я получила ящик пива и ящик сидра», - смеется она. «Хоть к инвестированию в стартапы я отношусь скептически, местные производители мне нравятся, и свои инвестиции я рассматривают как поддержку их начинаний». Тем же, кто хочет зарабатывать на инвестициях в стартапы, Сааре рекомендует начинать с позиции главного инвестора и пытаться влиять на принятие решений. Это даст возможность влиять и на процесс выхода из стартапа.
    Перегретый рынок недвижимости
    Сааре отказалась от инвестирования в недвижимость через платформы Crowdestate и Estateguru и продала свою арендную квартиру. От последней она отказалась из-за покупки собственного жилья, но получила за нее цену больше, чем рассчитывала. «Это попытка предсказать, когда же произойдет взрыв на рынке недвижимости», - призналась она. «В период оптимизма можно спрашивать и оптимистичную арендную плату, но через пару лет, когда эту сумму уже не спросишь, а оплата по кредиту останется прежней или даже повысится из-за EURIBOR, то тут возникнет проблема».
    По словам Сааре, она не инвестирует в кредиты недвижимости в первую очередь потому, что порталы более не предлагают возможности зарабатывать на девелоперских рисках. «Девелоперы стали прижимистыми, и сейчас большая часть кредитов обеспечена ипотекой – по сути, инвестору остаются риски, но дохода он с этого не имеет, и это фундаментально неверно», - считает она. В отношении Estateguru инвестор говорит, что оценка некоторых объектов сильно завышена. «Я действительно не представляю себе, кто за эти деньги купил бы объект – разница между нынешней ситуацией и стоимостью в период спада очень большая», - замечает она.
    По словам Сааре, на многих порталах соотношение кредита и залогового актива (LTV) составляет 75 процентов, и за это предлагают 11-12 процентов годовых. По словам инвестора, она бы предпочла за такую доходность LTV в пределах 60 процентов, либо более высокий доход.
    Фокус на рынке балтийских акций
    Треть портфеля Сааре инвестирован в акции, где в большинстве представлены балтийские компании. «Самая большая позиция у меня в Tallinna Kaubamaja, что было моей первой акцией», - говорит она. «Почти настолько же большая позиция у меня в Šiaulių bankas, и понемногу я собираю Merko, Tallink и Tallinna Sadam», - рассказала она о своих инвестициях в акции. Также в портфеле у нее есть Apranga, SAF Tehnika и Telia. Последние она считает более рискованными и не исключает, что в будущем о некоторых из этих позициий может пожалеть.
    Пусть с Tallinna Kaubamaja и связаны риски, она не собирается отказываться от этого предприятия никогда. «Я сама пользуюсь услугами e-Selver и понимаю, что для торговых площадей данная услуга в совокупности с изменениями потребительских привычек является большим риском», - признается она. «Не является Selver и самым дешевым магазином, и если наступит экономический спад, то потребитель может решить в пользу более дешевой сети, да и продажа автомобилей может сократиться», - говорит она о рисках. В то же время ей нравится философия управления предприятием, и, по ее словам, в период кризиса более мягкое приземление Tallinna Kaubamaja обеспечат очень верные принятые в прошлом решения.
    Недавно Сааре создала портфель у зарубежного брокера Interactive Brokers и купила акции трех американских компаний - Apple, Altria и Berkshire Hathaway. «Хочу идти в ногу с американской экономикой и долларом, и мой долгосрочный план – сконцентрироваться на создании дивидендного портфеля, отфильтровать дивидендных королей и аристократов». Плюс Altria Сааре видит в том, что компания позволит ей широкие возможности инвестирования в «грешный» сектор – учитывая, что Altria собирается купить производителя конопли, это обеспечит ей выход на довольно дорогой нынче сектор.
    Помимо акций, Сааре также инвестирует в третью пенсионную ступень. «Так как мой портфель рискованный, там должно быть что-то более тихое и спокойное», - объяснила она свое решение инвестировать в пенсионную систему. Она инвестирует в фонд третьей ступени LHV Indeks Pluss. «Из разных активно управляемых фондов, этот реально инвестировал в рынки 98%», - отмечает она. Также у фонда низкая плата за управление, а государство в виде бонуса предлагает инвесторам фонда возврат подоходного налога.
  • Самое читаемое
«Китайских брендов теперь полно, некоторые выглядят неплохо». Как санкции повлияли на простых россиян
Fancy вместо Fanta, «Биг хит» вместо «Биг мака» – российский рынок быстро адаптировался к уходу иностранных брендов. Но эффект у санкций все же есть – товары подорожали, и покупательская способность снизилась. Правда, те, кто побогаче, в качестве жизни потеряли не сильно, просто теперь оно обеспечивается параллельным импортом и местным производством.
Fancy вместо Fanta, «Биг хит» вместо «Биг мака» – российский рынок быстро адаптировался к уходу иностранных брендов. Но эффект у санкций все же есть – товары подорожали, и покупательская способность снизилась. Правда, те, кто побогаче, в качестве жизни потеряли не сильно, просто теперь оно обеспечивается параллельным импортом и местным производством.
Число пассажиров Tallink снизилось в квартальном сравнении
В сентябре Tallink перевезла 401 520 пассажиров, что на 2,3% больше в годовом сравнении. В то же время в третьем квартале путешествовало на 6,2% меньше людей, чем за тот же период прошлого года.
В сентябре Tallink перевезла 401 520 пассажиров, что на 2,3% больше в годовом сравнении. В то же время в третьем квартале путешествовало на 6,2% меньше людей, чем за тот же период прошлого года.
Владелец кредитной фирмы: бизнес-клиенты звонят нам и говорят, что не могут выплатить зарплаты
«Кредитный бизнес – это немножко, как американские горки. Часто бывает так, что клиент приходит – и пиджачки, и все красиво, и все ровно, и по выписке тоже все нормально, а потом выясняется, что это какой-то мошенник», – говорит владелец кредитного бизнеса и руководитель компаний Invest in, Kiirautolaen, Rental24 и Kiir Takso Михаил Чистяков. О своем бизнесе он рассказал в подкасте «Деловые люди».
«Кредитный бизнес – это немножко, как американские горки. Часто бывает так, что клиент приходит – и пиджачки, и все красиво, и все ровно, и по выписке тоже все нормально, а потом выясняется, что это какой-то мошенник», – говорит владелец кредитного бизнеса и руководитель компаний Invest in, Kiirautolaen, Rental24 и Kiir Takso Михаил Чистяков. О своем бизнесе он рассказал в подкасте «Деловые люди».
Анализ: рынок офисных помещений ждет восстановления экономики
На рынке офисных помещений в Эстонии в этом году спокойнее, чем раньше, причины этого кроются как в циклах строительства офисных зданий, так и в более сложной ситуации в секторе стартапов, и, конечно же, в общем экономическом спаде, пишет старший консультант RE Kinnisvara Хенно Вийрес.
На рынке офисных помещений в Эстонии в этом году спокойнее, чем раньше, причины этого кроются как в циклах строительства офисных зданий, так и в более сложной ситуации в секторе стартапов, и, конечно же, в общем экономическом спаде, пишет старший консультант RE Kinnisvara Хенно Вийрес.
Михаил Чистяков: кредитный бизнес – это авантюра
Он называет себя Михаил Банкир и готов ссудить вам денег, если вам как раз на что-то не хватает. Делает он это, разумеется, не за бесплатно.
Он называет себя Михаил Банкир и готов ссудить вам денег, если вам как раз на что-то не хватает. Делает он это, разумеется, не за бесплатно.