• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Чего топливные фирмы требуют от государства?

    Итоги недавних выборов в Рийгикогу оцениваются по-разному. Своё мнение на сей счёт есть и у Топливного союза Эстонии, а также у Ассоциации международных автоперевозчиков (ERAA). По оценке этих организаций, результат выборов однозначен: избиратели вручили верховной власти мандат на снижение топливного акциза.

    Обращение к депутатам Рийгикогу подписали исполнительный директор Топливного союза Эстонии Магнус Браун, гендиректор Circle K Eesti Кай Реало и глава Эстонс­кой ассоциации международных автоперевозчиков Эйнар Валлбаум. Фото: Виктор Филоненко
    Среди предвыборных обещаний лидирующих партий заметную роль сыграло обещанное избирателям снижение акциза на топливо. «В прошлом году нам удалось наладить диалог с правительством и, как мне кажется, в конце концов, к нам стали прислушиваться. Однако до реальных шагов дело так и не дошло, а теперь нам предстоит догaовариваться с новой коалицией», - говорит исполнительный директор Топливного союза Эстонии Магнус Браун.
    Напомнить новому составу парламента, что время обещаний прошло и пора переходить к их выполнению, призвано обращение, с которым топ­ливники и автотранспортники Эстонии обратились к вновь избранным депутатам Рийгикогу (оно было опубликовано 7 марта - прим.ред.).
    «Предлагаем вам использовать избирательный мандат для снижения акцизного сбора на дизельное топливо, как минимум, до уровня Латвии, - говорится в обращении к народным избранникам. - Такое политическое решение укрепит конкурентоспособность эстонской экономики и создаст условия для честной конкуренции наших компаний с зарубежными. Транспортные компании Эстонии снова станут клиентами местных топливных компаний, а акцизные сборы, ныне уходящие в соседние страны, вернутся в госбюджет Эстонии».
    По мнению авторов обращения, снижение акцизного сбора положительно скажется и на покупательной способности населения, поскольку у людей будет оставаться на руках больше денег, которыми каждая семья сможет распорядиться по своему усмотрению.
    Из-за акциза литр дизтоплива, куп­ленный в Эстонии, обходится на 17 центов дороже, чем купленный в Латвии, а по сравнению с Литвой разница в ценах на дизтопливо превышает 20 центов.

    Предлагаем вам использовать избирательный мандат для снижения акцизного сбора на дизельное топливо, как минимум, до уровня Латвии.

    Из обращения к депутатам Рийгикогу

    Нельзя игнорировать и тот факт, что на топливные цены давит ряд внешних факторов, усугубляющих ситуацию. Так, на мировом рынке цены на энергоносители за период с 2016 года, когда они были на минимуме, поднялись с 245 до 626 долларов, то есть выросли более чем в два раза. Если в начале 2016 года литр дизтоплива в Эстонии можно было купить по цене менее 90 центов, то сегодня стоимость одного литра выросла на 40 центов и составляет в среднем 1,33 евро.
    Также уже сегодня следует исходить из того, что евродиректива о биотоп­ливных добавках с апреля этого года начнёт действовать в Эстонии частично, а с начала следующего года - в полном объёме. В результате этого стоимость бензина поднимется ещё на 4, а дизтоплива – на 3 цента. При этом, в отличие от законопослушной Эстонии, Латвия не ведёт подготовки к реа­лизации данной директивы ЕС. Дело идёт к тому, что разница в ценах на топ­ливо между Эстонии и Латвией вскоре возрастёт, что ещё больше ослабит конкурентоспособность эстонских компаний.
    «Мы считаем, что высокий уровень акциза на дизельное топливо ведёт к созданию трудностей для эстонс­кой экономики. Чтобы снизить инфляцию, повысить конкурентоспособность эстонских предприятий и поднять уровень жизни населения, мы предлагаем снизить в Эстонии ставку акциза на дизельное топливо до уровня акциза, действующего в Латвии»,- говорится в обращении.
    Дизтопливо на автозаправке Olerex в Литве (левый снимок) стоит на 20 центов дешевле, чем на заправке той же самой компании, но расположенной в Эстонии (правый снимок). Фото: Виктор Филоненко
    Комментарии специалистов

    Естественный рост сменился падением

    Алан Вахт, член правления Alexela Oil
    В начале нынешнего десятилетия темпы роста топливного рынка Эстонии составляли примерно 20% в год. Это был т.н. естественный рост, порождаемый общеэкономическим ростом. Однако после повышения топливного акциза этот рост сменился 15-процентным падением. Рынок дизельного топлива Эстонии недосчитался примерно 130-150 млн. лит­ров. В Эстонии от повышения топливного акциза пострадали все. Топливные компании Эстонии стали терять покупателей, у эстонских автоперевозчиков снизилась конкурентоспособность, у государства сократились поступления в бюджет. Кроме прямых потерь, есть и косвенные. Например, эстонские дороги разрушают те грузовики, которые заправляются в других странах, то есть акциз не платит, а, следовательно, не финансируют ремонт дорог.
    Топливный акциз необходимо снизить. До какого уровня? Как минимум, до уровня ближайших соседей.

    Топливный туризм вредит Эстонии

    Антти Моппель, совладелец Olerex
    Негативное влияние завышенного топливного акциза по-разному сказывается на регионах. Особенно остро оно чувствуется в Южной Эстонии, где расцвёл т.н. топ­ливный туризм. Перед повышением акциза у нас в Валга действовало две автозаправки. Одна из них была ориентирована на местную клиентуру, вторая - на обслуживание транзитных грузоперевозчиков. Спустя год после первого повышения акциза нам пришлось закрыть вторую автозаправочную станцию, потому что клиентов у неё попросту не осталось. Если продавцы топ­лива, обслуживающие обычных автомобилистов, могут обеспечить выручку за счёт продажи сопутст­вующих товаров, таких как кофе, бургеры и сигареты, то продавцы, нацеленные на обслуживание автотранспортников, вынуждены закрываться.
    По этой причине инвес­тировать в развитие топ­ливного бизнеса на территории Эстонии стало невыгодно. Во всяком случае у нас проекты реновации эстонских автозаправочных станций приостановлены. Хотя Olerex является эстонской компанией, сегодня главным полем для нашей инвестиционной деятельности стала Литва. Там акциз низкий, соответственно, там продажи дизтоплива растут, а потому там есть смысл заниматься новыми проектами, чего, к сожалению, не скажешь про Эстонию.
    Кай Реало, гендиректор Circle K Eesti, Эйнар Валлбаум, руководитель Эстонской ассоциации международных автоперевозчиков (ERAA), Алан Вахт, член правления Alexela Oil, Антти Моппель, совладелец Olerex

    Акциз касается всех

    Магнус Браун, исполнительный директор Топливного союза Эстонии
    Мы рассчитываем на диалог с новым руководством страны. Акциз должен быть снижен, как минимум, до уровня Латвии. Это, во-первых, вполне реально, а, во-вторых, выиграет от этого не только топливный и автотранс­портный бизнес, выиграет государство.
    Возможно, кто-то думает, что раз лично он ездит на машине с бензиновым двигателем и дизельное топ­ливо не покупает, то эта проблема его не касается. На самом деле это не так. Дизельное топливо - такой энергоноситель, который так или иначе входит в стоимость практически всех видов товаров и изделий, во всяком случае, в Эстонии.
    Когда три года назад в Эстонии началось повышение акциза, правительство рассчитывало на рост акцизных поступлений в бюджет. Как показала жизнь, это было заблуждением. Результатом повышения акциза стало то, что грузоперевозчики заправляют свои грузовики в соседних Латвии и Литве. Более того, часть автотранспортников перебазировалась на территорию южных соседей. В итоге поступления в бюджет действительно выросли, но только не в Эстонии, а в Латвии и Литве.

    Выручают кофе и хот-доги

    Кай Реало, гендиректор Circle K Eesti
    Средняя зарплата в Эстонии выросла примерно на 7%. Однако, как минимум, половину этого прироста съедает инфляция, которая в значительной мере порождается ростом цен на энергоносители. Свою лепту в рост цен вносит и неразумная акцизная политика. Вскоре ситуация усугубится, поскольку в этом году вступит в силу евродиректива, обязывающая добавлять в топливо биокомпоненты, что сделает топливо ещё дороже.
    Из-за высокого акциза продавцы топлива не получают того, что могли бы иметь на продаже дизельного топлива. Ситуация такова, что в Эстонии его продаётся на 15% меньше, поскольку заправляться топ­ливом намного выгоднее в Латвии и Литве. Тем не менее, утверждать, будто бы у Circle K Eesti финансовые трудности, было бы неверно. На самом деле оборот компании вырос, но это происходит за счёт других товарных групп. Наши автозаправки предлагают клиентам не только топ­ливо для машин, но и широкий ассортимент самых разных товаров, от горячего кофе и свежеприготовленных хот-догов до предметов первой необходимости.

    Есть шанс остаться без грузовиков

    Эйнар Валлбаум, руководитель Эстонской ассоциации международных автоперевозчиков (ERAA)
    В своё время из-за необдуманных действий Эстония лишилась морс­кого флота. Сейчас правительство пытается исправить ситуацию, создаёт программу, призванную вернуть суда под эстонс­кий флаг. Опасаюсь, как бы аналогичная ситуация не сложилась в сфере автоперевозок. Сегодня грузовой автотранспорт покидает Эстонию. Если ситуация не изменится, то через два-три года придётся изобретать программу по возвращению в эстонский автопарк грузовиков, перебравшихся в соседние страны.
    По тоннажу международных автомобильных грузоперевозок Эстония вернулась в 2005 год. Это видно даже без статистических данных. Когда едешь по шоссе Таллинн-Пярну, стоить обратить внимание на номера движущихся там грузовиков. Хорошо, если у одной из десяти машин будет эстонский номер, все остальные – с иностранными номерами.
    Главная причина такого положения – необоснованно высокий уровень акциза, из-за чего автозап­равки теряют клиентов, а над многими логистичес­кими предприятиями нависла угроза банкротства. За последние три года акциз на бензин поднимался трижды, на дизтопливо – два раза. По уровню акциза на дизтопливо Эстония входит в четвёрку стран с самым высоким акцизом в ЕС, при том, что по покупательной способности наша страна весьма далека от европейских лидеров.
    Вызванное акцизом повышение цен на топливо изменило маршруты грузоперевозчиков. Раньше те, кто работали на скандинавс­ком направлении, отправлялись туда из Палдиски или из Таллиннс­кого порта. Сегодня маршрут этих автоперевозчиков сместился на юг. Даже эстонские автотранспортники едут в Скандинавию не прямиком из Эстонии, а через Латвию или Литву, чтобы перед дальней дорогой заправиться в этих странах более дешёвым топливом. В результате повышения акцизов Эстония потеряла примерно 15% общего потребления жидкого топлива, которые прибрали южные соседи.
    Латвия, Литва и Польша перехватывают наш рынок грузоперевозок. В этих странах дешевле не только топливо, там ниже тарифы на страхование, там нет завышенных, как у нас, требований по зарплате. Всё это ведёт к тому, что наши перевозчики вытесняются. Предприятия, имеющие крупный автопарк, с трудом, но пока что справляются, а мелкие фирмы, у которых не более пяти грузовиков, попросту сворачивают свою деятельность.
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Как купить недвижимость в Испании. Проблемы, о которых обычно не говорят
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Принимая решение о покупке недвижимости в Испании, необходимо точно знать, почему, зачем и как проходит этот процесс. Журналисты Äripäev собрали рекомендации от людей, которые прошли этот путь, и узнали многое, о чем ранее не говорилось.
Meta в I квартале удвоила чистую прибыль, но разочаровала рынок
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Meta Platforms представила отчет за первый квартал – чистая прибыль выросла более чем вдвое, выручка подскочила более чем на четверть. Однако дальнейший прогноз разочаровал инвесторов и вызвал падение цены акций.
Это жизнь, это карма. Хоть и не Нарва
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Снегопад, щедро укрывший эстонскую столицу в конце апреля, многих горожан, следивших за политическими перипетиями последних недель, заставил поверить в то, что карма все-таки существует.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.