По мнению предпринимателя Данила Игнатенко, Эстония – неподходящая для ведения бизнеса страна, поэтому он и его компании стараются вести здесь бизнес как можно меньше, при этом сохраняя головной офис в стране. Он считает, что Эстония потеряла свое конкурентное преимущество, искусственно задрав зарплаты, а жесткая политика в отношении России мешает вести бизнес.

- Владелец ESTMA Данил Игнатенко занял в ТОПе богачей 151-е место.
- Foto: Рауль Меэ
Данил Игнатенко занял в
свежем ТОПе самых богатых, составленном Äripäev, 148-е место, среди русскоязычных предпринимателей
он занимает 21-е место. Ему принадлежит компания ESTMA, занимающаяся судовым фрахтом, логистикой, трейдингом, ритейлом, а с нынешнего года – и гостиничным бизнесом. Оборот компании за 2024 год составил 37 миллионов евро, прибыль – 1,4 миллиона. По методике, рассчитанной Äripäev, по сравнению с 2023 годом стоимость его активов уменьшилась в 2024 году на 8%. Сам Игнатенко также признает, что времена сейчас не из простых.
Эстония как порт без России никому не нужна
«В Эстонии ничего не происходит – стараемся по максимуму вести бизнес вне страны. Торговый бизнес, судовой бизнес, IT – все это мы не намерены связывать с Эстонией. Это не из-за того, что мы так хотим, а нас просто вынуждают. Здесь может находиться офис, но не более того. Единственная ценность, оставшаяся в Эстонии – это Старый город, где недавно открылась наша гостиница (стараемся диверсифицироваться)», – рассказывает Игнатенко.
Он выделяет несколько причин, по которым считает необходимым вести бизнес за пределами страны.
Статья продолжается после рекламы
«Транзитной логистики в Эстонии больше нет. Эстония как порт без России никому не нужна (разве что для того, чтобы возить барахло, которое здесь производится, – дерево, торф). Местные перевозки? Эта сфера административно контролируется эстонцами – сюда русскоязычных не пустят никогда. Владельцы предприятий – эстонцы, связанные лица – эстонцы, на местах – эстонцы, и они работают только с эстоноязычными компаниями», – перечисляет Игнатенко причины, по которым он решил сосредоточиться на международном рынке.
По мнению Игнатенко, Эстония потеряла свои последние конкурентные преимущества во всем – даже в сфере IT.
«Эстония отстает от очень многих европейских стран и даже Белоруссии. Отстает во всем: по цене, по качеству и по доступности технологий. В таких странах, как Белоруссия, Китай, Индия или Польша, работают дешевле и в два раза эффективнее. Мы – экономика зарплатная (самая низшая ступень экономики), а когда ты начинаешь умышленно увеличивать зарплаты, ты убиваешь то единственное конкурентное преимущество, которое когда-либо было у страны. У нас теперь даже на зарплатном уровне нет никакого интереса брать эти услуги. Работаем с белорусами через шведские конторы», – говорит Игнатенко.
По словам Игнатенко, оборот и прибыль ESTMA в последнее время меняется не сильно, однако тренд за последние годы все же негативный.
«Все меняется и меняется не в лучшую сторону. Ограничений становится очень много. Ты совершаешь в четыре раза больше телодвижений, чем пять или шесть лет назад, а зарабатываешь меньше, чем тогда», – сетует он.
Работаем с Китаем и Россией
Несмотря на диверсификацию большую часть оборота ESTMA приносит все же корневой бизнес: логистика, трейдинг, судовые фрахты, говорит Игнатенко.
«Больше всего работаем с Китаем и Россией (разумеется, только с несанкционными товарами), есть кое-что в Европе и в других частях света. С Россией, кстати, не гнушается работать никто – эстоноязычные в иных сферах делают это даже больше, чем русскоязычные», – утверждает предприниматель.
В то же время он замечает, что вести сейчас бизнес в Восточной Европе для ESTMA стало труднее из-за жесткой пограничной политики Эстонии в отношении России. По словам Игнатенко, во многих других странах Европы таких ограничений нет.
Статья продолжается после рекламы
«К сожалению, Прибалтика перевыполняет требования Евросоюза. В отличие от, скажем, Германии или Голландии, многие грузы, совершенно не связанные с Россией либо не находящиеся под санкциями, на всякий случай все равно блокируют и не дают провозить. Таможня говорит: “У нас есть подозрение, что это на самом деле не китайский (или не казахский) груз”. Или что он может иметь двойное назначение. Или говорят, что он может быть косвенно связан с каким-то лицом под санкциями. Поэтому во избежание подобного грузы возят через другие страны Европы», – сетует бизнесмен.
«Еще один фактор: из-за этой геополитической ситуации (которая, конечно, повлияла и на экономику) торговые пути перехватили китайцы. Очень многое теперь идет через Китай и китайских трейдеров. Европейцы очень сильно потеряли в объемах по нефти, биржевым и даже съестным грузам. Потеряли эти потоки и мы – теперь даже не участвуем. Все перехватили китайцы», – говорит Игнатенко.
Политические риски, которые может нести работа в авторитарных странах (Россия, Китай, Беларусь), Игнатенко не пугают. По его словам, он больше обеспокоен тем, что происходит в Европе.
«Сами видите, сколько всего не исполняется у нас касаемо законодательства. Авторитарный режим – понятие относительное. Да и не в тринадцатом веке живем. Для принятия решений так может быть даже и выгоднее, ибо они будут проходить быстрее. Я смотрю только на экономику – остальное меня не интересует. А наши что заявляют? “Лучше быть бедным, но свободным”. Но мы все прекрасно понимаем, что бедные люди никогда не бывают свободны. Это аксиома, которая давно в капитализме прижилась. Поэтому мы – за закон и экономику. Все остальное – для демагогов и бездельников», – заключил Игнатенко.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Самым богатым русскоязычным бизнесменом Эстонии, как и год назад, стал владелец Skinest Grupp Олег Осиновский, которому удалось подняться в общем эстонском рейтинге на две позиции. Стоимость принадлежащих ему активов выросла на 121 млн евро.
Возглавивший ТОП самых богатых людей Эстонии предприниматель установил рекорд – никогда раньше стоимость активов победителя не была столь высокой.
Состояние богатейшей женщины в нынешнем ТОПе превысило капиталы некоторых известных предпринимателей-мужчин. В список также вошла новая участница, стоимость активов которой превысила 100 млн евро.
Самой молодой участницей нынешнего ТОПа богатейших людей Эстонии стала восьмилетняя девочка. Всего в списке молодых богачей до 35 лет оказалось 22 человека.
Операция значительно улучшает зрение, но не возвращает «молодость» глаз, рассказал оперирующий хирург клиники Turman Silmakliinik Юрий Иванов, который также поделился профессиональным взглядом на лечение катаракты с помощью имплантации искусственного хрусталика.